- Какие действия предпринимаются министерством для развития языковой политики?
- Здесь у нас основные усилия брошены на цифровизацию. Сейчас так складывается ситуация, что без присутствия в цифровой среде любой язык обречен на вымирание. Весь контент уходит в цифровую среду, в цифровые платформы. Поэтому сейчас совместно с Министерством цифрового развития большой проект в ускоренном порядке реализовываем по формированию первой большой языковой цифровой модели казахского языка (KazLLM). Чтобы все алгоритмы, виртуальные помощники вроде "Алисы" и "Сири" заговорили среди прочих и на казахском языке.
Для этого огромная работа проводится с институтом информационных и вычислительных технологий, Satbayev University, Nazarbayev University, национальным научно-практическим центром "Тіл-Қазына" им. Шаяхметова, институтом языкознания им. Байтурсынова и КазНУ. В этом году мы его завершим, и далее очень интересные проекты начнутся.
- Давайте поговорим о взаимодействии со студенческим сообществом. Ведь их проблемы не заканчиваются на вопросе нехватки общежитий.
- В работе со студентами у нас очень интересное решение случилось. В каждом университете и в каждом регионе мы избрали омбудсменов. Теперь у студентов появились свои защитники, свои представители - уполномоченные по правам студентов. Студенты могут к ним обращаться, и мы на любые их проблемы реагируем через сеть таких омбудсменов.
Это тоже большой такой месседж: раньше толком никто не знал, куда бежать, кому жаловаться, а сейчас, пожалуйста - к своему уполномоченному, он придет и решит все.
- А как обстоят дела с работой открытых пару лет назад так называемых "Серебряных университетов", предназначенных для обучения студентов пожилого возраста.
- Это очень хороший проект, когда местные вузы создают региональные курсы для старшего поколения. Кокшетауский университет, например, у нас крайне успешный. Очень классно проект идет, и пенсионерам нашим нравятся! Они какие-то новые для себя навыки открывают: английский язык, веб-дизайн, программирование, предпринимательство. Люди таким образом дополнительное образование получают, сохраняют активность, повышают финансовую и правовую грамотность.
- В качестве резюме по итогам работы министерства науки и высшего образования за два года, что можете сказать?
- Мы своим результатом довольны. Молодое министерство, бюрократическая структура, вы же знаете, пока на ноги встанет, пока аппарат устаканится, штатное расписание, финансирование. За два года никто от нас прыти, которую мы проявили, не ожидал-то, на самом деле! Ну, даже 34 сильных университета в Казахстан затащить - это, знаете, огромный труд! Вот в субботу три часа я сижу на работе, у меня с утра два совещания, потом еще два, в воскресенье влетаю в регион. Без выходных, фактически, в таком вот режиме работаю.
- Ну, и напоследок. Вопрос не как к министру, а как к человеку, у которого сложный рабочий график. Сейчас большой резонанс имеет тема перехода на единый часовой пояс. Ваше личное отношение к переводу стрелок?
- Личная моя позиция такова. Я долго учился за рубежом, в Европе, США, Японии, Сингапуре. И вот, что я хотел бы сказать: в развитых странах, особенно конкурентоспособных, люди очень рано встают, как раньше говорили, с первыми петухами, и очень рано ложатся. Любой, кто ездил за границу, знает, что в европейских городах сложно что-либо найти вечером. Все закрывается очень рано. Цикл бодрствования, цикл сна людей привязан больше к естественным циклам - солнце садится, все уже потихоньку начинают ко сну отходить. Но встают очень рано. И это дает огромные эффекты, плюсы. Меньше ДТП, меньше убийств, меньше всяких ЧП, воровства, преступность падает. И люди живут дольше, и больше бодрствуют.
Вы заметили, у нас в Казахстане культура ночная вообще сформировалась. Это не есть хорошо. Мы поздно спать ложимся, дети поздно спать ложатся. У нас выйдешь в 10-11 вечера на улицу - весь город в движении, молодежь тусуется, в кино поздние сеансы. Мы в позднее время ужинаем, едим нездоровые жирные вещи. Потом просто по утрам вставать тяжело нашим людям. И в целом образ жизни у нас нездоровый в Казахстане. Малая физическая активность и цикл нарушенных снов.
Поэтому мое личное мнение, не как министра, это было правильное решение. С точки зрения того, что надо нам перестраиваться и переходить на другие ритмы, если мы хотим добиться успеха как страна, как личности. Обратите внимание, все успешные люди, они все-таки спать ложатся рано. Мне кажется, в долгосрочной перспективе это важно. Нам нужно перестроить вообще цикл нашего бодрствование, циклы сна, циклы активности.
У нас активность начинается к вечеру. А вот в развитых странах активность всегда в первой половине дня. А у нас как бывает? Приходят люди на работу, пока они чай попьют, пока глаза разлепят, где-то раскачиваться начнут... И самое удивительное, у нас к вечеру активность вся начинается. Все наши большие мероприятия - к вечеру, допоздна сидим. Нехорошо это. Поэтому, мне кажется, это решение потихоньку со временем должно перестроить нашу культуру. Адаптируемся и более качественную жизнь начнем проводить.
Ирина Московка, фото gov.kz и pixabay.com