Кто работает на рынке лекарств
Официально в стране зарегистрировано 1688 оптовых продавцов фармацевтических товаров. Также зарегистрировано порядка 7156 лекарственных средств, из них доля отечественных препаратов составляет 1021 наименований (14%), зарубежных – 6135 (86%). Среди зарегистрированных лекарств к рецептурным относятся – 5401 (75%), а остальные 1755 наименований (25%) отпускаются без рецепта.
Производством лекарств в Казахстане занимаются 30 компаний, причем они поставляют продукцию не только на внутренний рынок, но и на экспорт. Наибольшее количество производителей находится в Алматинской области (12) и в Алматы (10). 3 предприятия есть в Шымкенте, по 2 в Караганде и Жамбылской области, по 1 – в Астане и Актобе.
Анализ показал, что в 2022 и 2023 годах произошло снижение отечественного производства - в сравнении с 2021 годом на 19,7%, а с 2022 годом на 13,8%. Доля лекарств отечественного производства в соотношении к объему импортируемых препаратов с 2021 по 2023 год снизилась с 31,9% до 18,2%. Таким образом, сбылись пессимистичные прогнозы ковидного периода: в пандемию отечественные фармпредприятия значительно нарастили объемы производства на фоне ограниченных поставок, но после снятия карантина и открытия границ потоки импорта возобновились, а местное производство вновь стало сокращаться.
Объем рынка лекарств
Для глобальных фармацевтических компаний казахстанский внутренний рынок не самый привлекательный: при объеме мирового рынка почти в 1,5 трлн долларов, 20 млн населения Казахстана занимают в нем очень маленькую долю. Конечно, в нашей стране можно приобрести практически все лекарства, продаваемые на мировом рынке, но это будут импортные препараты, а не произведенные внутри страны.
Тем не менее, для экономики страны фармацевтическая отрасль тоже имеет серьезное значение. Объем рынка оптовой реализации в 2022 году, составил 597,6 млрд тенге, в 2023 году - 688,9 млрд тенге (рост на 15,3%). При этом, до 45% лекарственных средств реализуется в Алматы.
Половина оптовых закупок лекарств осуществляется государством в лице единого закупщика ТОО «СК-Фармация». Это компания со 100% участием государства, создавалась для централизованного закупа лекарственных средств, которыми государство обязалось обеспечивать казахстанцев в рамках ГОБМП. В 2022 году закуп лекарств был осуществлен на сумму 381,0 млрд тенге (1587 наименований), в 2023 году - 434,6 млрд тенге (1571 наименований).
Как формируются цены на лекарства
Ценообразование пока еще остается преимущественно регулируемым, причем как на закупаемые «СК-Фармация» лекарства, так и продаваемые в аптеках. Регулирование означает, что государство (в данном случае в лице министерства здравоохранения) устанавливает предельную цену, выше которой стоимость препарата подниматься не должна. Предельные цены могут меняться не чаще одного раза в полугодие. В 2022 году регулировались цены на 7 256 лекарств, в 2023 – на 6 890. При этом, по данным минздрава, к концу 2023 года, на 5706 препаратов (или 88,5%) цены остались на прежнем уровне, на 445 наименования лекарств цены ранее не утверждались, на 71 - цены снижены в среднем на 18,5%, на 668 (или 10,4%) – предельные цены были повышены в среднем на 38,4%.
Постепенно проводится дерегулирование цен, но пока количество препаратов, цены на которые отпущены в рынок, очень мало. Так, по состоянию на 1 декабря 2024 года (по данным комитета медицинского и фармацевтического контроля министерства здравоохранения) из 302 дерегулируемых лекарственных средств, 94 препарата реализовывались в аптеках по ценам в среднем на 6% выше ранее утвержденных предельных цен, по 84 - рост произошел до 10%, 10 препаратов - рост до 36%. 208 наименований реализовывались в среднем на 11,5% дешевле.
Что показал антимонопольный анализ
Появление новых лекарств на рынке Казахстана осложняется длительной процедурой регистрации препарата, на нее уходит от 3 до 5 лет. Так, для начала необходимо зарегистрировать лекарственный препарат, пройти процедуры оценки качества и безопасности, зарегистрировать предельную цену. В случае реализации препарата в рамках государственного заказа необходимо пройти профессиональную экспертизу, получить решение формулярной комиссии для его включения в различные списки. При этом одновременно проходить процедуры для включения препарата в различные списки (список национального формуляра, список единого дистрибьютора, список лекарственного амбулаторного обеспечения) невозможно.
![](/images/Лекарства.jpg)
Формирование предельных цен при этом не сопровождается качественным анализом рынка. На примере одного из самых дорогих препаратов – «Спинраза» (используется для больных с СМА), в анализе показана ценовая разница с рынками ближайших соседних стран. В Казахстане предельная цена на него установлена в размере 42,2 млн тенге за флакон объемом 5 мл (цена производителя 33,2 млн тенге за флакон). В РФ она составляет 29,9 млн тенге, что ниже на 41,3% чем предельная цена в РК.
АЗРК объясняет: другие страны, регулируя цены, проводят референтный анализ, используя международные информационные сети, которые позволяют сравнивать цены лекарственных средств и медицинских изделий в стране производителя и других странах. В Казахстане же такие информационные системы не используются, а принимаемые решения по предельным ценам зачастую не имеют финансово-экономических расчетов и обоснованности. Более того, в самих нормах Правил формирования предельных цен и наценок на лекарственные средства и медицинские изделия есть положения, способствующие установлению предельных цен на воспроизведенные препараты (генерики) выше, чем у оригинальных, в то время как международная практика показывает, что цены на воспроизведенные препараты дешевле на 30%.
Долгий срок вхождения на рынок отталкивает как появление новых препаратов, так и новых компаний на фармрынке. При этом на фармрынке действуют не только непосредственно поставщики и производители, но и посредники. По оценке АЗРК, многие дистрибьюторы успешно используют выстроенную систему формирования регулируемых цен для своей выгоды. Причем не только со стороны не самого добросовестного бизнеса – сегодня единый дистрибьютор, приобретая лекарства через посредников, получает от 5 до 7% от каждой сделки. Соответственно, чем выше стоимость лекарственного средства, тем больше денег заработает «СК-Фармация» за счет наценки.Изменить сложившуюся систему можно. Для этого потребуется активней внедрять дерегулирование, использовать референтный анализ цен, сравнивать данные по импортным лекарствам со статистикой органов госдоходов (где фиксируются цены ввоза товаров), пересмотреть нормативную базу регулирования фармацевтического рынка и ценообразования. Сколько времени это займет, и готово ли министерство здравоохранения к такой масштабной работе – неизвестно.
Арина Александрова, фото pixabay.com