- Детей из-за роста демографии становится больше, следовательно, нужно больше и педагогов. Притом важно увеличить не только их количество, но и качество преподавания, которое хромает. Что предпринимается в этом направлении?
- Очень важное, большое направление – подготовка педагогов. Помимо просто массы педагогов, нам нужны еще педагоги новые, обученные по-другому. Меняется общество, меняются дети, психика меняется. Дети сейчас очень хрупкие. Суициды происходят, вы сами видите. Инклюзия. Очень много вот таких нарушений и отклонений. Видимо, есть влияние информационного и психоэмоционального давления. Восприятие реальности у людей становится другое. Наше с вами поколение жило в полностью физическом мире. А дети, к сожалению, живут уже в двойной реальности - виртуальной и физической. И это очень сильно меняет психику. Иногда грань между физическим и цифровым начинает размываться. Это же страшно, когда детям в игре дают задание "иди, поднимись на 9 этаж и прыгни вниз"!
- Еще "успешный успех", на который они смотрят и полагают, что учиться и трудиться не нужно, все в жизни легко дается.


- Но и это не все?
- Мы разработали новый стандарт аккредитации педобразования. Теперь будут жестче требования, чтобы подготовить педагога. Это такое особое искусство, на самом деле - правильный педагог. Исследовательскую компоненту добавили, чтобы их тоже публиковали, анализировали, печатали. Кроме того, очень серьезно мы подошли к вопросу искусственного интеллекта и цифровых компетенций педагогов, потому что сейчас искусственный интеллект — это большой фактор, от него мы никуда не денемся. И мы теперь обучаем педагогов понимать, дружить, использовать правильно искусственный интеллект, алгоритмы, чтобы как-то эффективнее работать.
Плюс два больших педагогических университета зарубежных в Казахстан заходят. Это наша особая гордость в направлении интернационализации. Это британский Caventry, он открылся в этом году в Астане. Очень "агрессивный" молодой университет. 8 гектаров земли мы им выделили в столице. Но самый большой прорыв у нас произошел со старейшим британским очень сильным университетом Cardiff. 25 гектаров земли для них выделено.
Буквально несколько дней назад подписали с ними соглашение. Все, они заходят большими своими кампусами, будут строиться здесь! И сразу же мы запускаем с ними школы образования и международную сертификацию наших педагогов. Потому что помимо обычных педагогов нам нужно готовить... Сейчас в Казахстане открывается очень много международных школ: "биномы", "квантумы", канадские, сингапурские. Им нужны не просто педагоги, а те, которые могут преподавать на английском языке с международной сертификацией IPGCE. И теперь это будет в Казахстане, не надо никого отправлять за рубеж, появится возможность для большого количества педагогов здесь подготовиться.
- Названные вами университеты именно для педагогов открываются? Или еще и других специалистов готовить будут?
- Нет, Cardiff - сильнейший медицинский университет в мире. Биомедицина, биотехнологии. У них лауреаты Нобелевской премии по медицине, по химии есть. У них крупнейший онкологический центр в Европе, Siemens построил. Поэтому будет несколько направлений. Начнем с педагогики, потом будет инжиниринг, медицина, биомедицина и искусственный интеллект.
А Coventry - это не только образование, начальное образование, а еще и педисследования, специальная сертификационная программа. Помимо того, они начали вести бизнес, маркетинг, компьютерную науку, искусственный интеллект, менеджмент управления человеческими ресурсами. Это уже запущено. А Cardiff запускается в следующую минуту. Здесь нам за работу "пятерка"!

Примечательно, что педагоги нового формата понадобятся не только для "пользователей" внутреннего рынка. Перед МНВО стоит амбициозная задача превратить Казахстан в региональный академический хаб! О первых шагах в этом направлении и неожиданных успехах в результате "стахановского" труда министерства, читайте в продолжении интервью, которое "Жаңғырған Отан" опубликует в понедельник.
Ирина Московка, фото gov.kz, pixabay.com и из личного архива Саясата Нурбека