7 ноября 2024

«Главная цель государства - достижение общего блага. Без мудрости и добродетели правителей это невозможно» - Аль-Фараби.

USD

523.86 KZT

EUR

544.34 KZT

RUB

5.11 KZT

7 ноября 2024

«Главная цель государства - достижение общего блага. Без мудрости и добродетели правителей это невозможно» - Аль-Фараби.

USD

523.86 KZT

EUR

544.34 KZT

RUB

5.11 KZT

За реформами подтянутся технологии и инвестиции — часть 3

вчера
За реформами подтянутся технологии и инвестиции — часть 3
В первой и во второй части интервью с главой МНВО затрагивались темы повышения доступа к высшему образованию и преодолении проблемы нехватки кадров для развития казахстанской экономики. Далее речь пойдет о подготовке педагогов новой формации. Из новой части вы узнаете, как влияет на подрастающее поколение виртуальная реальность, какими навыками должен обладать современный "правильный" преподаватель, почему для получения международной сертификации некоторым учителям больше не придется выезжать за рубеж и еще много интересного.

- Детей из-за роста демографии становится больше, следовательно, нужно больше и педагогов. Притом важно увеличить не только их количество, но и качество преподавания, которое хромает. Что предпринимается в этом направлении?

- Очень важное, большое направление – подготовка педагогов. Помимо просто массы педагогов, нам нужны еще педагоги новые, обученные по-другому. Меняется общество, меняются дети, психика меняется. Дети сейчас очень хрупкие. Суициды происходят, вы сами видите. Инклюзия. Очень много вот таких нарушений и отклонений. Видимо, есть влияние информационного и психоэмоционального давления. Восприятие реальности у людей становится другое. Наше с вами поколение жило в полностью физическом мире. А дети, к сожалению, живут уже в двойной реальности - виртуальной и физической. И это очень сильно меняет психику. Иногда грань между физическим и цифровым начинает размываться. Это же страшно, когда детям в игре дают задание "иди, поднимись на 9 этаж и прыгни вниз"!

- Еще "успешный успех", на который они смотрят и полагают, что учиться и трудиться не нужно, все в жизни легко дается.

- Виртуальность создает иллюзию и искажает восприятие физической реальности, которая неизменна и регулируется физическими законами – спрыгнешь с 9 этажа, и сила притяжения тебя убьет. Но если человек много времени проводит в виртуальном пространстве, где правила другие и физические законы не действуют, его восприятие меняется. Вот, поэтому мы полностью пересмотрели формат обучения и учебные программы подготовки педагогов. Это самое наше большое достижение будет. На сегодняшний день у нас 5 базовых педагогических университетов: Казахский национальный, женский педагогический и три пединститута в Аркалыке, Павлодаре и Шымкенте. И 52 университета в целом имеют лицензии на подготовку педагогов. То есть массу мы подготовим. Но мы хотим полностью пересмотреть стандарты. Поэтому был большой проект Всемирного банка, мы разработали 30 образовательных программ, совершенно новых, где, например, инклюзия теперь часть обучения.

Раньше мы готовили обычных педагогов-предметников и коррекционных педагогов, логопедов отдельно. Теперь все эти стандарты уже "зашиты" в основную программу. Потому что сейчас, по сути, каждый педагог должен уметь работать с коррекционными методиками. Мы обучили большое количество педагогов специальным методикам ABA, Ados, Ados 2 - это международный признанный стандарт работы с коррекционными детьми: с аутизмом, с отклонениями спектра. Все больше и больше таких детей рождается, к сожалению. Это прямо мировой феномен.

- Но и это не все?

- Мы разработали новый стандарт аккредитации педобразования. Теперь будут жестче требования, чтобы подготовить педагога. Это такое особое искусство, на самом деле - правильный педагог. Исследовательскую компоненту добавили, чтобы их тоже публиковали, анализировали, печатали. Кроме того, очень серьезно мы подошли к вопросу искусственного интеллекта и цифровых компетенций педагогов, потому что сейчас искусственный интеллект — это большой фактор, от него мы никуда не денемся. И мы теперь обучаем педагогов понимать, дружить, использовать правильно искусственный интеллект, алгоритмы, чтобы как-то эффективнее работать.

Плюс два больших педагогических университета зарубежных в Казахстан заходят. Это наша особая гордость в направлении интернационализации. Это британский Caventry, он открылся в этом году в Астане. Очень "агрессивный" молодой университет. 8 гектаров земли мы им выделили в столице. Но самый большой прорыв у нас произошел со старейшим британским очень сильным университетом Cardiff. 25 гектаров земли для них выделено.

Буквально несколько дней назад подписали с ними соглашение. Все, они заходят большими своими кампусами, будут строиться здесь! И сразу же мы запускаем с ними школы образования и международную сертификацию наших педагогов. Потому что помимо обычных педагогов нам нужно готовить... Сейчас в Казахстане открывается очень много международных школ: "биномы", "квантумы", канадские, сингапурские. Им нужны не просто педагоги, а те, которые могут преподавать на английском языке с международной сертификацией IPGCE. И теперь это будет в Казахстане, не надо никого отправлять за рубеж, появится возможность для большого количества педагогов здесь подготовиться.

- Названные вами университеты именно для педагогов открываются? Или еще и других специалистов готовить будут?

- Нет, Cardiff - сильнейший медицинский университет в мире. Биомедицина, биотехнологии. У них лауреаты Нобелевской премии по медицине, по химии есть. У них крупнейший онкологический центр в Европе, Siemens построил. Поэтому будет несколько направлений. Начнем с педагогики, потом будет инжиниринг, медицина, биомедицина и искусственный интеллект.

А Coventry - это не только образование, начальное образование, а еще и педисследования, специальная сертификационная программа. Помимо того, они начали вести бизнес, маркетинг, компьютерную науку, искусственный интеллект, менеджмент управления человеческими ресурсами. Это уже запущено. А Cardiff запускается в следующую минуту. Здесь нам за работу "пятерка"!

В целом, мы полностью переделываем вообще подготовку педагогов. 30 новых программ сейчас пилотируются на базе пяти профессиональных педуниверситетов. А со следующего года все вузы, которые готовят педагогов, будут обязаны только по этим программам обучать. Потому, что подготовка педагогов - здесь вот не надо никакой академической свободы, здесь надо очень-очень тщательно и внимательно подходить!
Примечательно, что педагоги нового формата понадобятся не только для "пользователей" внутреннего рынка. Перед МНВО стоит амбициозная задача превратить Казахстан в региональный академический хаб! О первых шагах в этом направлении и неожиданных успехах в результате "стахановского" труда министерства, читайте в продолжении интервью, которое "Жаңғырған Отан" опубликует в понедельник.

Ирина Московка, фото gov.kz, pixabay.com и из личного архива Саясата Нурбека