Телицын заявил, что они проанализировали открытые статистические данные, и выяснилось, что первые по объему выполняемых перевозок 25 компаний – это иностранные перевозчики.
- Мы сталкиваемся с большой лоббистской силой иностранных государств. Их компании быстро сообразили, что рынок Казахстана – это очень большая часть в транспортных перевозках. Они открыли тут фирмы, сделали себе БИНы, стали заниматься транзитными перевозками и выводить прибыль за рубеж, — говорит Телицын, — может, они налоги платят большие? Нет, очень скромные, не больше 2 процентов! Например, первая по объему перевозок по нашей стране компания «Карголайн Казахстан», бенефициаром которой является литовская компания Verteco. Это самая большая компания Евросоюза, у нее 12 тысяч автомобилей, больше, чем у всего Казахстана. Но при этом на 9 ноября 2024 года в фирме числилось пять человек. Зато количество официальных перевозок - 1749! Может, Илон Маск им дал беспилотные технологии...Рынок перевозок контролирует Министерство транспорта за счет выдачи специальных бланков, или, как их называют перевозчики, дозволов. Специалисты давно знают, что существует черных рынок этих самых дозволов, когда компании перепродают друг другу эти разрешения. Стоимость одного доходит до 3 тысяч долларов. Собственно, борьбой с этим явлением и объяснил министр транспорта Марат Карабаев изменения в политике своего ведомства.

Но, видимо, при реализации этой модели что-то пошло не так. В Казахстане даже запустили специальную систему контроля «Беркут», которая фиксирует все перевозки и каждый бланк разрешения, чтобы выявлять и исключать недобросовестных участников рынка. Она должна работать уже почти полгода, но, по словам перевозчиков, до сих пор так и не запущена. Более того, система оказалась не интегрирована с «Енбек».
- Сейчас наша пограничная служба вынуждена верить на слово водителям, которые говорят, что они являются сотрудниками казахстанской компании, — продолжил Телицын, — но все они по факту иностранцы, которые не оплачивают налоги, как резиденты, а это тысячи иностранных водителей. При таком положении вещей мы к концу года потеряем рынок перевозок и национальную безопасность в этой сфере. Мы, пожалуй, единственная страна в мире, которая пускает инвесторов туда, где своим же компаниям не хватает работы!
Кстати, с некоторыми доводами перевозчиков согласились и в Генеральной прокуратуре, где вынесли предписание об устранении нарушений.
Бахыт Нуржанова, фото gov.kz и pixabay.com