7 ноября 2024

«Закон могуч, но власть нужды сильнее» – Иоганн Вольфганг фон Гёте.

USD

546.36 KZT

EUR

630.44 KZT

RUB

6.7 KZT

7 ноября 2024

«Закон могуч, но власть нужды сильнее» – Иоганн Вольфганг фон Гёте.

USD

546.36 KZT

EUR

630.44 KZT

RUB

6.7 KZT

Чем занимался подполковник КНБ в свободное от работы время?

вчера
Чем занимался подполковник КНБ в свободное от работы время?
Подполковник КНБ Ерлан Бытанов приговором суда признан виновным в мошенничестве и подстрекательстве к даче взятки в особо крупном размере. Суд приговорил его к 12 годам лишения свободы с конфискацией имущества, лишил специального звания и права занимать должности на госслужбе.

40-летний Ерлан Бытанов работал начальником 2 отдела, заместителем начальника 5 управления Департамента кадров КНБ РК. В соответствии с законом о специальных государственных органах и должностной инструкцией, он обязан был осуществлять организацию оперативной работы, разработку объектов, досудебное
производство по уголовным делам и их оперативное сопровождение, координацию и контроль контрразведывательной деятельности органов КНБ РК, кадровое обеспечение оперативно-служебной деятельности, а также контрразведывательного обеспечения трансграничного водопользования и биотехнологического комплекса.

Но, как отмечено в приговоре, сам совершил тяжкое и особо тяжкое коррупционные уголовные правонарушения.

Из описательной части вердикта следует, что в 2019 году индивидуальная предпринимательница Сламбек М. искала выход на руководство Мининдустрии. Незадолго до этого она заключила договор с китайской строительной компанией. По его условиям она должна была оказывать иностранцам услуги в виде представления их интересов в правительственных тендерах на проекты «Актобе-Макат» и «Бурылбайтал-Балхаш» по строительству республиканских автомобильных дорог. А также содействовать работникам и специалистам компании по всем необходимым вопросам, возникшим в ходе работы над проектом.

По итогам тендеров китайские строители взяли объемы по обоим лотам. Но вскоре возникли проблемы, связанные с запретом на использование недр в качестве песчаных карьеров. Поводом послужило введение казахстанским правительством запрета на предоставление иностранцам права временного землепользования на условиях аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения.

В ходе проверки деятельности строительной компании на участке автодороги «Бурылбайтал-Балхаш» были выявлены несколько нарушений, в числе которых отсутствие разрешительных документов на разработку 11 песчаных карьеров. Предпринимательница Сламбек, пытаясь не допустить расторжения международных договоров, обратилась к своему знакомому полицейскому Накешеву М. с просьбой отыскать людей, которые могли бы донести указанную проблему руководству МИИР и «найти решение в рамках закона».

Накешев свел ее с комитетчиком Ерланом Бытановым, представив его своим соседом. Первая встреча состоялась в столичном кафе «Узбекский двор». Сотрудник органа нацбезопасности сообщил, что у него имеются связи с высокопоставленными чиновниками в министерстве, которые обладают возможностями для «решения вопроса». Если верить Сламбек, прозвучали фамилии на тот момент первого вице-министра по инвестициям и развитию Романа Скляра, бывшего премьер-министра Аскара Мамина и тогдашнего председателя Комитета автомобильных дорог Сайранбека Бармакова.

Комитетчик заявил, что для устранения проблем нужно передать ему в кратчайшие сроки 100 тыс. долларов. Согласно показаниям предпринимательницы, на этой встрече также присутствовал Умиржан Накенов, который тоже представился сотрудником КНБ, курирующим «КазАвтоЖол».

Предпринимательница оперативно собрала часть нужной суммы в размере 30 млн тенге (курс в 2019 году составлял примерно 380 тенге за доллар – Ред.). Деньги Сламбек передала чекисту во дворе своего дома в микрорайоне «Кулагер». Недостающие 8 млн обещала отдать позднее.

Через несколько дней, как отмечается в приговоре, Накешев инициировал вторую встречу Бытанова со Сламбек возле Дворца мира и согласия. Спецслужбист на этот раз заявил, что требуемая для решения проблемы сумма возросла до 600 тыс. долларов, и что предпринимательнице следует дополнительно передать еще полмиллиона баксов.

Не согласившись с возросшими аппетитами, Сламбек отказалась от дальнейшего сотрудничества и потребовала вернуть 30 млн. тенге. В свою очередь сотрудник КНБ сообщил, что уже передал деньги влиятельным людям и назад вернуть их невозможно. Кроме того, он стал запугивать предпринимательницу, что в случае отказа ее бизнес и иностранная компания понесут большие убытки.

Сочтя, что оказалась в безвыходном положении, Сламбек согласилась на условия комитетчика и в дальнейшем в период с июня до декабря 2019 года передала ему еще 400 тыс. долларов. Это были ее личные накопления, что подтверждено банковскими выписками. Средства частями передавались у шлагбаума Дома министерств и на парковке у спорткомплекса «Астана-Арена». Осознавая, что речь идет о возможной взятке, Сламбек стала записывать все разговоры с Бытановым на диктофон своего айфона.

О том, что Бытанов обвел ее вокруг пальца, предпринимательница поняла в апреле 2020 года. Когда КАД МИИР расторг контракт с китайской компанией из-за того, что та не выполняла своих обязательств. Сламбек вновь встретилась с Бытановым, а тот при ней набрал по телефону коллегу Накенова. Со слов Сламбек, она услышала, как тот сказал: «Что сделает эта женщина?», а также нецензурную брань. По ее утверждениям, комитетчики якобы даже грозились, что убьют ее в случае, если она обратится в правоохранительные органы. Поэтому она долго не решалась на подачу заявления о вероятном мошенничестве.

«Созрела» Сламбек в прошлом году, когда пришла в КНБ и рассказала о даче взятки должностному лицу. На нее как на взяткодателя тоже возбудили уголовное дело, которое позже было прекращено на основании того, что она добровольно сообщила о своем проступке. Про предоставленным ею аудиозаписям были назначены экспертизы. Они подтвердили, что голос собеседника принадлежал Ерлану Бытанову. И что в произнесенных им словах имеются признаки побуждения к чему-либо. Признаков монтажа эксперты не обнаружили.

Кроме того, следствие установило, что совокупный доход семьи Бытанова в период с декабря 2019 года по 2023 год составил 45 млн 872 тыс. 314 тенге. При этом в период с октября 2021 года по ноябрь 2024 года только на посещение фитнес- клуба и обучение детей сотрудником КНБ были потрачены 14,5 млн тенге.

В 2022 году на имя его супруги была оформлена «Тойота Камри» того же года выпуска, которую приобрели в автосалоне по договору мены Трейд-ин. Другую машину 2004 года выпуска и стоимостью 3,5 млн тенге обменяли на новую иномарку с доплатой в размере 21,4 млн. тенге.

Вдобавок к этому суммы 10,3 млн тенге и 11,2 млн тенге были вложены Бытановым в приобретение недвижимости по договорам предварительного бронирования в период с февраля по октябрь 2023 года.

Следствие и суд сочли, что деньги, на которые было куплено указанное имущество, были добыты преступным путем.
«...Бытанов Е. изначально не намеревался осуществлять обещанное, не имел реальной возможности оказания содействия Сламбек в ее бизнесе, предполагая путем обмана и злоупотребления доверием, а также побуждая и склоняя Сламбек на дачу взятки в особо крупном размере, завладеть денежными средствами последней в особо крупном размере, а в дальнейшем распорядиться ими по своему усмотрению», — говорится в приговоре.
Во время рассмотрения дела в Специализированном межрайонном суде по уголовным делам Астаны подсудимый Бытанов вину свою не признал. По его словам, он отказал в просьбе предпринимательницы, но она вместе с Накешевым не отставали от него. На одной из встреч Сламбек сказала, что нашли выход на кого-то, кто пообещал решить вопрос. После этого, со слов подсудимого, они не виделись.

«В 2022 или 2023 г. возле работы он снова встретил Сламбек, которая сказала, что против нее возбуждено дело Антикоррупционной службой по инициативе КНБ. Она просила материалы, которые передали в КНБ. Он ответил отказом, так как это разглашение служебной информации. После этого она обращалась к нему с той же просьбой дважды, но он категорически отказался и просил не подходить к нему», — цитируются его показания в приговоре суда.

По словам Бытанова, в черном пакете, переданном ему гражданкой Сламбек, были не деньги, а буклеты о деятельности компании, которые он выбросил в мусорку. Арестованное по делу имущество и средства, по его утверждениям, являлись его собственными, а часть денег была занята у родственников.

Предпринимательница Сламбек, которая, к слову, проходила по делу в качестве свидетеля, подала гражданский иск о взыскании имущественного вреда в размере 400 тысяч долларов и 30 млн тенге, а также морального вреда в размере 100 млн тенге. Суд в удовлетворении иска отказал на основании того, что вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит.

Ерлан Бытанов в финале разбирательств был признан виновным по обоим инкриминируемым деяниям. В совокупности его наказали 12 годами лишения свободы с конфискацией имущества, добытого преступным путем. То есть, «Камри» и вклады на забронированную недвижимость изымут в доход государства. Кроме того, суд счел, что следует взыскать с комитетчика необнаруженный предмет взятки в размере 150 млн 208 тыс. тенге. Срок отбывания наказания считать с момента задержания – 13 января 2025 года.

Приговор в законную силу еще не вступил.

Жанна Жумахан, фото пресс-службы КНБ и изображения, сгенерированные ИИ