7 ноября 2024

«Главная цель государства - достижение общего блага. Без мудрости и добродетели правителей это невозможно» - Аль-Фараби.

USD

523.86 KZT

EUR

544.34 KZT

RUB

5.11 KZT

7 ноября 2024

«Главная цель государства - достижение общего блага. Без мудрости и добродетели правителей это невозможно» - Аль-Фараби.

USD

523.86 KZT

EUR

544.34 KZT

RUB

5.11 KZT

За реформами подтянутся технологии и инвестиции

18 декабря
За реформами подтянутся технологии и инвестиции
Что происходит в казахстанской науке и сфере высшего образования спустя два года после создания профильного министерства? Глава ведомства Саясат Нурбек в развернутом интервью "Жаңғырған Отан" рассказал, какие важные задачи удалось реализовать за это недолгий срок и к каким целям МНВО РК продолжает стремиться.
В первой части интервью затронем одно из ключевых направлений - повышение доступа к высшему образованию. И выясним, вокруг какой "безжалостной силы" выстраивается стратегия министерства, и чем этой силе ответит государство.

- Господин министр, президент Касым-Жомарт Токаев уделяет большое внимание развитию казахстанской науки, а также вопросу подготовки кадров – именно тех, в которых нуждается наша страна, наша экономика. Вы уже два года занимаете свой пост. Назовите ряд достижений и, возможно, ряд трудностей, которые мешают осуществить задуманное.

- Министерство у нас молодое, один из новых государственных органов. Решение о его создании было правильным. Говорю это не оттого, что я министр, а потому что монстр в виде МОН, который отвечал за все ступени образования – дошкольное, школьное, среднее, послесреднее, профессионально-техническое, высшее и науку – просто не успевал управлять всеми этими уровнями. Мы же сфокусировано отвечаем за три больших направления: развитие высшего образования, развитие науки и языковую политику, развитие казахского языка.

По высшему образованию очень тщательно разработали нашу концепцию развития с 2023 по 2029 годы, определили направления и приоритеты. Считаем очень важным сохранить высокий доступ к высшему образованию. В развитых странах, в Южной Корее, к примеру, на уровне 82% держится уровень доступа. У нас тоже был очень высокий, порядка 85-87% взрослого населения имело высшее образование, а сейчас скатились до 67%.

Кто-то критикует, говорит: да, зачем это ваше некачественное высшее образование? Есть проблемы с качеством, об этом тоже поговорим. Но целый пакет мер по сохранению доступности мы разработали.

Демография сейчас в нашей стране, можно сказать, взорвалась. В среднем рождается свыше 400 тысяч детей ежегодно! Для сравнения, 52 миллиона жителей в Южной Корее, и у них всего лишь 250 тысяч детей рождается в год. У нас с 20-миллионым населением - вдвое больше.
Три последних года были рекордными по рождаемости. Последний исторический рекорд был в 1987 году - 417 тысяч детей появилось в Казахской ССР, я тогда в первый класс пошел.


Поэтому вся стратегия построена вокруг вот этой неумолимой, я бы сказал, безжалостной силы - демографии. Родились люди, граждане наши. Все! Системе госуправления надо что-то с ними делать: учить, кормить...

- Обеспечивать в будущем рабочими местами...

- Поэтому, мы, как люди ответственные, с долгосрочным расчетом начали строить вокруг этой безжалостной силы нашу стратегию. Для доступности высшего образования разработали четыре больших инструмента, три из которых уже вводим.
Классический инструмент, который у нас есть – это государственные образовательные гранты. Вы заметили, что из года в год их начинает не хватать?

- Конечно.

- Скандалы все чаще и чаще: с распределением, с количеством. Почему? Потому что растет количество детей. В этом году было рекордное число выпускников школ, свыше 300 тысяч, и порядка 180 тысяч участвовали в конкурсах на гранты. Поэтому первый инструмент - это "Национальный фонд - детям". Президент нас очень сильно поддержал здесь. В феврале была запущена система специальных счетов. К сожалению, многие наши граждане до сих пор даже не догадываются, что только родившимся детям, и вообще всем несовершеннолетним детям с этого года автоматически создают счета, на которые идет распределение сумм из части чистой прибыли Нацфонда.

- Полагаю, многим этих денег для поступления в вузы будет недостаточно, пожалуй, только вновь родившимся накоплений хватит.

- Мы это понимаем. Сразу же пошла критика, мол, ваши там 2-3 тысячи долларов, которые накопятся, не хватит на получение образования. Все правильно. Поэтому второй инструмент, запущенный в этом году, это льготный образовательный кредит. Нечто подобное есть в американской, в англосаксонской практике для студентов - student loan.
Мы в пилотном режиме запустили под 0%. Уже потихоньку через "Отбасы банк" некоторые могут пользоваться такими займами. Со следующего года мы подключаем банки второго уровня. Договорились с ними, что за обслуживание небольшой процент будет, 2-3 процента максимум. Это самые лучшие условия, которые сейчас на рынке возникли.

Третий большой, самый ключевой инструмент — это накопительная система "Келешек". Законопроект прошел второе чтение в мажилисе, до конца этого года будет принят. И с нового года мы запустим эту накопительную систему. Гарантированный стартовый капитал ежегодный от государства будет. Помимо процента от государства, процент также от БВУ и компаний по страхованию жизни. Накопления будут защищены от инфляции, от курсового риска. К моменту поступления ребенка в вуз, к его 17-18 годам, они автоматически объединятся с накоплениями из Нацфонда. То есть, все в один кошелек пойдет.

Если грант ребенок получит, то можно потратить эти накопления на приобретение жилья. Либо передать, если семья многодетная, следующим братишкам или сестренкам. Вот такое интересное решение мы нашли.

Ну, и четвертый инструмент – так называемые дифференцированные гранты. У нас есть большое количество абитуриентов, которые набирают высокие баллы, но гранты не получают, так как подали на высококонкурентную специальность, где мало грантов выделяется. Часть таких ребят потом отказываются от подачи на другие специальности либо не хотят получать высшее образование. Хотя ребята компетентные, способные, готовились хорошо. Поэтому мы берем часть грантов, в этом году уже по пилоту запустили, и из них 50%, 75% дифференцируем, чтобы как-то их поддержать. 300 таких грантов дифференцированных, частичных, мы в этом году дали в порядке пилота. 31 тысяча абитуриентов на них подало. То есть мы все равно как-то мотивируем, поддерживаем ребят.

- Обучение со скидкой получается?

- В платном порядке со скидкой, да. И вот у нас получается комбинация из нескольких инструментов: обычные полные гранты, дифференцированные гранты, займ, накопления и "Нацфонд – детям". Мы делали актуарные расчеты. Если за счет Нацфонда накапливается достаточная сумма, то можно вообще не думать о деньгах, о грантах, и спокойно выбирать себе специальность.
Таким образом, я считаю, первое направление – доступность высшего образования – мы полностью закрыли введением этих альтернативно-дополнительных инструментов.

Продолжение интервью читайте на "Жаңғырған Отан" завтра. Во второй части министр рассказывает про пути решения проблемы нехватки кадров, в которых испытывает потребность наша экономика.

Ирина Московка, фото gov.kz, akorda.kz, Facebook-аккаунт Саясата Нурбека