7 ноября 2024

«Главная цель государства - достижение общего блага. Без мудрости и добродетели правителей это невозможно» - Аль-Фараби.

USD

523.86 KZT

EUR

544.34 KZT

RUB

5.11 KZT

7 ноября 2024

«Главная цель государства - достижение общего блага. Без мудрости и добродетели правителей это невозможно» - Аль-Фараби.

USD

523.86 KZT

EUR

544.34 KZT

RUB

5.11 KZT

За реформами подтянутся технологии и инвестиции — часть 2

19 декабря
За реформами подтянутся технологии и инвестиции  — часть 2
В первой части беседы с главой МНВО мы выяснили, что предпринимается ведомством для повышения доступа к высшему образованию. Речь шла об использовании таких инструментов, как выделение грантов, открытие специальных накопительных счетов, появлении льготных образовательных кредитов и скидок на платное обучение в вузах.
Во второй части разговор зашел о подготовке кадров, необходимых казахстанской экономике. Почему это болезненный вопрос, где кончается академическая свобода вузов, и кто с недавних пор имеет право вмешиваться в учебную программу, читайте в ответах Саясата Нурбека.

- Как обстоят дела с подготовкой кадров, в которых испытывает потребность наша экономика. Выпускники вузов, трудоустраиваясь, часто не обладают необходимыми навыками и компетенциями. В журналистике, по крайней мере, дела печально обстоят, уже на практике в редакциях заново учатся и опыт получают. Представители реальных секторов экономики тоже нередко жалуются на дефицит квалифицированных специалистов.

- Большое направление, которое развивает наше министерство - это опережающее кадровое обеспечение. Идет привязка образовательных программ к потребностям экономики. Это такой болезненный, очень тяжелый, трудный, вечный вопрос, можно сказать, для высшего образования: как сделать так, чтобы учебные программы максимально соответствовали, были привязаны к потребностям экономики?

Был большой мой личный проект "Атлас новых профессий", я в 2015-2020 годы им занимался, до назначения министром. Мы сейчас развернули его и сделали теперь такие Атласы по накопительной системе, по тому, как "Келешек" будет работать и наши кредиты уже запущенные, где очень детально все описывается. И теперь еще начали создавать Атласы региональные - для каждого из регионов, с учетом специфики экономики.

- Чтобы была привязка к крупным градообразующим предприятиям, испытывающим нехватку персонала?

- Ну не только, не только. Вот прямо хорошо копаем все. В Актобе, например, все крупные, средние предприятия, "Актюбрентген", СНПС ("Актобемунайгаз"). Но мы немножко буксуем. Только в 5 регионах из 20 на сегодняшний день полностью Атласы составлены. Был план 9 завершить, но, к сожалению, не успеваем, проблемы с финансированием возникали. Еще 12 Атласов будут до конца этого года реализованы, и остается на следующий год несколько Атласов завершить.

- Для чего это нужно?

- Во-первых, для профориентации. Чтобы профориентаторы каждой школы определенного региона могли конкретно в очень прикладном формате детям рассказывать, объяснять. Скажем, если вы останетесь в Павлодаре, значит - вот наш алюминиевый завод или Аксуский металлургический завод. Какие новые профессии появляются, какие исчезают, что будет перспективно.
И самое главное, мы к Атласу прикрутили механизм разработки учебных программ. Университеты и колледжи больше не могут что угодно делать! Им придется разрабатывать учебные программы, которые обязательно должны соответствовать региональным Атласам, профессиональным стандартам, требованиям работодателей. И только после этого мы их утверждаем. В одном реестре теперь держим эти программы, вычищаем.

- А как же академическая свобода учебных заведений?

- Все вы правильно говорите, вузы могут разрабатывать свои программы, какой-то определенный процент. Но основные программы... все-таки мы эти требования ставим: пожалуйста, соответствуйте.

- Допустим, для индустриального региона – технические специальности развивают, для сельскохозяйственного – агрономов готовят?

- На самом деле в регионах есть своя специфика, своя специализация. И самое главное, работодатели в эту работу полноценно вовлечены! И они понимают: ага, для Павлодарского алюминиевого завода на базе ПГУ, на базе 15 колледжей теперь будут программы разрабатываться под мой запрос, и я буду контролировать качество этих программ.

Мы пошли на такой очень интересный эксперимент. В ряде университетов создали индустриальные советы, куда входят крупные промышленные предприятия, и они имеют право вмешиваться в программу, ее компоновку, подсказывать, давать предложения: вот смотрите, вы там сами себе напридумывали теоретический какой-то базис, а потом к нам приходит ваш выпускник и заново мы его обучаем. Поэтому он должен, обязан определенные вещи знать.

И еще одна важная вещь. Принят закон о профессиональных квалификациях. Поэтому помимо диплома по ряду профессий - не всех, пока только узкий набор - нужна будет дополнительная сертификация после окончания обучения. То есть доступ к рынку труда будет давать не только диплом о высшем образовании, но и дополнительный специальный профессиональный экзамен.
Например, в Британии выпускник университета не может прийти и просто так начать работать. Диплом — это только подтверждение его знаний. А подтверждение того, что он действительно чем-то умеет заниматься - это независимый профессиональный экзамен. Слышали, наверное, про сертификаты CIMA, CFA, ACCA? Это все родом идет из средневековых гильдий. Когда кузнец приезжал в город, просто так он не мог мастером кузнечных дел стать. К нему гильдия приходила и говорила: извини, дорогой, ты должен стать членом гильдии, мы должны удостовериться, что ты точно хороший кузнец, и цены где-то мы будем регулировать и совместно наши услуги предоставлять.

Вот к этой институциональной системе мы потихоньку дрейфуем. Это очень важная вещь. В ядре лежат как раз наши Атласы. Например, в Павлодарской и Актюбинской областях рабочие учебные планы уже идут прямо со стыковки с крупными работодателями.

- Студенты выезжают на предприятия, пробуют на практике сразу что-то делать?

- Конечно. Тот, кто получает конечный продукт учебного процесса, то бишь работодатель, где-то уже диктует определенные условия: мне нужно на выходе, чтобы этот ребенок умел вот это и вот это делать, поэтому скорректируйте свою учебную программу, не нужно мне этой теории, чего-то еще тоже не нужно, а вот на какой-то нюанс обратите особое внимание. Потихоньку мы уже на это идем.
А готовы ли к подобным трансформациям сами преподаватели, какому новому формату они должны будут соответствовать, и как это связано с виртуальной реальностью и искусственным интеллектом, читайте на "Жаңғырған Отан" завтра.

Ирина Московка, фото ortcom.kz, gov.kz и kpc.edu.kz