Изменения произошли после внедрения страховой модели (ОСМС), благодаря дополнению к финансированию отрасли за счет страховых взносов работающего населения. Однако в министерстве здравоохранения отмечают, что этих средств по-прежнему недостаточно для кардинального улучшения всей системы здравоохранения. Но дальнейшее увеличение финансирования, по крайней мере, со стороны бюджета – под большим вопросом.

При этом в Фонде социального медицинского страхования (ФСМС) заявляют о критическом дефиците средств уже в самые ближайшие годы. Согласно прогнозам действующей финансовой модели Фонда в ближайшие 5 лет текущее развитие ОСМС приведет к нестабильности системы. К 2026 году ежегодные расходы будут превышать поступления, а с учетом накопленных активов, Фонд не сможет выполнять обязательства с 2031 года. ФСМС в своей финансовой модели прогнозирует и постепенное сокращение инвестиционного дохода с 2026 года вплоть до нулевых значений к 2031 году.
Минздрав решение проблемы видит в трансформации пакетов медуслуг – ГОБМП и ОСМС. Постепенно значительная часть услуг перейдет из пакета ГОБМП (за который платит бюджет) в пакет ОСМС (за эти услуги платят граждане).
Еще одной проблемой в Минздраве считают недостаточный охват граждан системой медстрахования. Сегодня 83% населения, или свыше 16,5 млн человек, застрахованы, правда, порядка 12 млн из них относятся к льготным категориям, за которые ОСМС платит бюджет. 3,5 млн казахстанцев все еще не застрахованы. При этом, по данным минздрава 2,5 млн граждан из числа незастрахованных – это люди с благополучным и удовлетворительным уровнем жизни, и только 1 млн – граждане, относящиеся к кризисным (Д) и экстренным (Е) уровням социального благополучия, т.е. с низким уровнем дохода, с трудом покрывающие базовые потребности семьи. За эти две категории взносы предлагается возложить на местные исполнительные органы по факту обращения этих граждан за медицинской помощью, обеспечивая им доступ к необходимым медицинским услугам, согласно международной практике. Таким образом, ожидается, что в 2026 году системой ОСМС дополнительно будут охвачены свыше 1,2 млн человек.
Помимо этого, Минздрав уже рассчитал и согласовал с правительством меры, которые людей, уже ежемесячно отчисляющих взносы в ФСМС, не порадуют. Так, предусмотрено повышение верхнего предела ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления взносов и отчислений на ОСМС, а также поэтапное повышение размеров ставок взносов государства на ОСМС.В частности, с 1 января 2026 года предлагается повышение верхнего предела базы для исчисления взносов в систему ОСМС (с 10 до 50 МЗП). Эти изменения коснутся около 9% всех наемных работников (около 508 тысяч человек) и их работодателей. В результате доходная часть пакета ОСМС увеличится на 234 млрд тенге в год. С 2027 года предусмотрено постепенное повышение размеров ставок взносов государства на ОСМС. Кроме того, Минздрав намерен рассмотреть вопрос внедрения сооплаты за медуслуги, лекарства и медизделия, перенос финансирования орфанных препаратов в фонд «Қазақстан халқына», а также пересмотр тарифов по приоритетным направлениям.
«Предлагаемые меры позволят обеспечить финансовую устойчивость системы здравоохранения в долгосрочном периоде (с периодом упадка с 2032 по 2038 годы), с переходом на преимущественно страховую модель финансирования к 2027 году, где соотношение расходов будет 32% на ГОБМП (1,2 трлн тенге) и 68% на ОСМС (2,5 трлн тенге)», — заявила Альназарова.У депутатов предлагаемые Минздравом меры особой поддержки, похоже, не нашли. Мажилисмен Асхат Аймагамбетов отметил, что сегодня взносы за страхование стали «банальным налогом на здоровье», а ФСМС «из страховой организации превратился в банк Минздрава».

Депутаты предлагают свои решения, которые должны улучшить работу Фонда, да и в целом повысить прозрачность системы здравоохранения. В их предложениях – освобождение ФСМС от несвойственных ему функций, и пересмотр стратегии инвестирования активов Фонда. Депутаты предлагают на законодательном уровне закрепить минимальный уровень гарантированной доходности по активам Фонда в размере базовой ставки и выше уровня инфляции. Оперативное управление Фондом они предлагают передать в Нацбанк - по аналогии деятельности ЕНПФ. Для каждого субъекта здравоохранения, финансируемого за счет ГОБМП или ОСМС, ввести обязанность публиковать финансовый отчет об исполнении средств и достигнутых 5 показателях, а также установить ответственность всех участников, как минздрава, Фонда, так и медицинских организаций, за необеспечение условий договора на оказание медицинский помощи. Предлагается наказывать: при грубых и системных нарушениях – приостановление лицензии, а их повторе – отзыв лицензии.
Арина Александрова, фото primeminister.kz, ortcom.kz и pixabay.com