Изменения произошли после внедрения страховой модели (ОСМС), благодаря дополнению к финансированию отрасли за счет страховых взносов работающего населения. Однако в министерстве здравоохранения отмечают, что этих средств по-прежнему недостаточно для кардинального улучшения всей системы здравоохранения. Но дальнейшее увеличение финансирования, по крайней мере, со стороны бюджета – под большим вопросом.
«Глава государства поставил цель по увеличению доли расходов на здравоохранение до 5% от ВВП к 2027 году. Однако для достижения уровня финансирования до 5% от ВВП, расходы на здравоохранение к 2027 году должны составлять 9,4 трлн тенге, что в текущих реалиях является неисполнимой задачей», – заявила министр здравоохранения Акмарал Альназарова, выступая в понедельник на правительственном часе в мажилисе.
При этом в Фонде социального медицинского страхования (ФСМС) заявляют о критическом дефиците средств уже в самые ближайшие годы. Согласно прогнозам действующей финансовой модели Фонда в ближайшие 5 лет текущее развитие ОСМС приведет к нестабильности системы. К 2026 году ежегодные расходы будут превышать поступления, а с учетом накопленных активов, Фонд не сможет выполнять обязательства с 2031 года. ФСМС в своей финансовой модели прогнозирует и постепенное сокращение инвестиционного дохода с 2026 года вплоть до нулевых значений к 2031 году.
Минздрав решение проблемы видит в трансформации пакетов медуслуг – ГОБМП и ОСМС. Постепенно значительная часть услуг перейдет из пакета ГОБМП (за который платит бюджет) в пакет ОСМС (за эти услуги платят граждане).
Еще одной проблемой в Минздраве считают недостаточный охват граждан системой медстрахования. Сегодня 83% населения, или свыше 16,5 млн человек, застрахованы, правда, порядка 12 млн из них относятся к льготным категориям, за которые ОСМС платит бюджет. 3,5 млн казахстанцев все еще не застрахованы. При этом, по данным минздрава 2,5 млн граждан из числа незастрахованных – это люди с благополучным и удовлетворительным уровнем жизни, и только 1 млн – граждане, относящиеся к кризисным (Д) и экстренным (Е) уровням социального благополучия, т.е. с низким уровнем дохода, с трудом покрывающие базовые потребности семьи. За эти две категории взносы предлагается возложить на местные исполнительные органы по факту обращения этих граждан за медицинской помощью, обеспечивая им доступ к необходимым медицинским услугам, согласно международной практике. Таким образом, ожидается, что в 2026 году системой ОСМС дополнительно будут охвачены свыше 1,2 млн человек.
Помимо этого, Минздрав уже рассчитал и согласовал с правительством меры, которые людей, уже ежемесячно отчисляющих взносы в ФСМС, не порадуют. Так, предусмотрено повышение верхнего предела ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления взносов и отчислений на ОСМС, а также поэтапное повышение размеров ставок взносов государства на ОСМС.В частности, с 1 января 2026 года предлагается повышение верхнего предела базы для исчисления взносов в систему ОСМС (с 10 до 50 МЗП). Эти изменения коснутся около 9% всех наемных работников (около 508 тысяч человек) и их работодателей. В результате доходная часть пакета ОСМС увеличится на 234 млрд тенге в год. С 2027 года предусмотрено постепенное повышение размеров ставок взносов государства на ОСМС. Кроме того, Минздрав намерен рассмотреть вопрос внедрения сооплаты за медуслуги, лекарства и медизделия, перенос финансирования орфанных препаратов в фонд «Қазақстан халқына», а также пересмотр тарифов по приоритетным направлениям.
«Предлагаемые меры позволят обеспечить финансовую устойчивость системы здравоохранения в долгосрочном периоде (с периодом упадка с 2032 по 2038 годы), с переходом на преимущественно страховую модель финансирования к 2027 году, где соотношение расходов будет 32% на ГОБМП (1,2 трлн тенге) и 68% на ОСМС (2,5 трлн тенге)», — заявила Альназарова.У депутатов предлагаемые Минздравом меры особой поддержки, похоже, не нашли. Мажилисмен Асхат Аймагамбетов отметил, что сегодня взносы за страхование стали «банальным налогом на здоровье», а ФСМС «из страховой организации превратился в банк Минздрава».
«Граждане и врачи стали заложниками непоследовательных и непродуманных реформ. Доступность и качество медпомощи снизились. ОСМС почти дискредитирован в глазах граждан. Новые реформы, если их не изменить, могут еще сильнее усугубить ситуацию. Денег не хватает. Сегодняшние тарифы на лечение не позволяют качественно лечить. Но даже эти деньги зачастую расходуются не эффективно. Нужны продуманные и системные меры. Мы готовы поддержать правильные реформы министерства», — завил он.
Депутаты предлагают свои решения, которые должны улучшить работу Фонда, да и в целом повысить прозрачность системы здравоохранения. В их предложениях – освобождение ФСМС от несвойственных ему функций, и пересмотр стратегии инвестирования активов Фонда. Депутаты предлагают на законодательном уровне закрепить минимальный уровень гарантированной доходности по активам Фонда в размере базовой ставки и выше уровня инфляции. Оперативное управление Фондом они предлагают передать в Нацбанк - по аналогии деятельности ЕНПФ. Для каждого субъекта здравоохранения, финансируемого за счет ГОБМП или ОСМС, ввести обязанность публиковать финансовый отчет об исполнении средств и достигнутых 5 показателях, а также установить ответственность всех участников, как минздрава, Фонда, так и медицинских организаций, за необеспечение условий договора на оказание медицинский помощи. Предлагается наказывать: при грубых и системных нарушениях – приостановление лицензии, а их повторе – отзыв лицензии.
Арина Александрова, фото primeminister.kz, ortcom.kz и pixabay.com