7 ноября 2024

«Казахстан — это единый дом, где каждый народ и каждая культура должны чувствовать себя в безопасности и уважении» - Касым-Жомарт Токаев.

USD

518.53 KZT

EUR

588.17 KZT

RUB

6.39 KZT

7 ноября 2024

«Казахстан — это единый дом, где каждый народ и каждая культура должны чувствовать себя в безопасности и уважении» - Касым-Жомарт Токаев.

USD

518.53 KZT

EUR

588.17 KZT

RUB

6.39 KZT

Половина казахстанских экспортеров не выдерживает и года на внешних рынках

сегодня
Половина казахстанских экспортеров не выдерживает и года на внешних рынках
Сейчас в структуре казахстанского экспорта 65% - это сырье. Оставшиеся 35%, хоть и относятся к несырьевым продуктам, но практически полностью делаются горно-металлургическим сектором. А эта отрасль в нашей стране с очень низким переделом. Остается едва ли больше 10% действительно несырьевых товаров – это машины и оборудование, а также продукция АПК, у которой невысокая маржа.

- Наш экспорт должен хорошо весить, мы должны переориентироваться на несырьевые товары и уйти от сырьевой зависимости, рост экономики Казахстана возможен только за счет экспорта, — декламировал очевидные вещи министр торговли Арман Шаккалиев, обсуждая тему внешней торговли в подкасте спикера сената Taldau Talks, — мы выросли на 1200 позиций в номенклатуре экспортируемых товаров. И если десять лет назвать структура сырье-несырье была 70 на 30, то сейчас 65 на 35%!

— Ну это не очень много... - заметил спикер сената Маулен Ашимбаев.

С этим Шаккалиев вынужден был согласиться. И заявил, что наши экспортеры зачастую сами себе вредят тем, что демпингуют на внешних рынках!

- Экспортеры не должны друг друга ронять в цене, — рассуждал министр, — они должны выступать единым фронтом. Но я пример приведу: охлажденная баранина стоит 7 долларов за килограмм, а разовые несистемные поставки цену до 5 долларов роняют. То же самое и по зерну мы видим. Мы должны формировать экспортный картель, чтобы формировать потоки и выходить по одной цене. Более того, у нас есть подведомственная организация «Казтрейд», которая может выступить зонтичным продавцом. Потому что нашим покупателям не важно, откуда этот мед, из Усть-Каменогорска или Алматы. Им нужны стабильные поставки и объем. А наши поставщики зачастую не могут это дать.

По словам Шаккалиева, это и есть главная проблема наших несырьевых экспортеров: неспособность выдавать требуемые объемы при стабильном качестве. Почему казахстанские производители оказываются в этом смысле неконкурентоспособными, министр не объяснил. Но руководитель группы стратегического и операционного консультирования KPMG Кавказ и Центральная Азия Болат Мынбаев привел данные, что как минимум 50% казахстанских экспортеров уходит с внешнего рынка в первый же год работы.

Сейчас около 800 казахстанских компаний стабильно поставляют на экспорт. Шаккалиев заявил, что его KPI как министра состоит в том, чтобы ежегодно наращивать их число на 200. Между тем, сами производители жалуются, что получить необходимые разрешения на торговлю в других странах очень трудно.

Руководитель крупной пищевой компании Андрей Шин, сидя за одним столом с министром, рассказал, что на получение всех необходимых сертификаций для поставок в Китай, у них ушло 2,5 года. А прямо сейчас они в длительном процессе оформления таких же документов для Кореи. И дал понять, что государству в этом отношении стоит экспортерам помогать.

Бахыт Нуржанова, фото gov.kz и изображение, сгенерированное ИИ