7 ноября 2024

«Лучшее государство — это то, где царит взаимное уважение между властью и народом» - Аль-Фараби.

USD

516.16 KZT

EUR

584.86 KZT

RUB

6.25 KZT

7 ноября 2024

«Лучшее государство — это то, где царит взаимное уважение между властью и народом» - Аль-Фараби.

USD

516.16 KZT

EUR

584.86 KZT

RUB

6.25 KZT

Суданец застрял в аэропорту Алматы в поисках убежища

сегодня
Суданец застрял в аэропорту Алматы в поисках убежища
Амир Эльтаиб из Судана, бывший казахстанский студент, застрял в транзитной зоне международного аэропорта Алматы. Ранее он вылетел в Руанду, но там его развернули назад. Вернуться на родину он не может из-за военного конфликта, но и в Казахстане оставаться тоже не может - по решению суда он должен был покинуть нашу страну до 1 мая.

20-летний Эльтаиб Амир Адил Мохаммед приехал в Казахстан 2 года назад по студенческой визе. Он учился в одном из вузов Алматы. Через несколько месяцев по его прибытию в Судане начался военный конфликт. Дом Амира в столичном Хартуме был разрушен, его родители стали вынужденными переселенцами. Соответственно, оплачивать учебу Амир не мог, виза была аннулирована. Чтобы остаться в Казахстане, он обратился за предоставлением статуса беженца, но получил отказ.

- Со стороны Казахстана нарушений нет. Ему дали возможность пройти всю процедуру, вплоть до обжалования в Верховном суде. Дело в том, что оснований для предоставления статуса беженца нет, так как боевые действия, война не являются основанием, — прокомментировал ситуацию Денис Дживага, директор Международного казахстанского бюро по правам человека и соблюдению законности.

Правозащитник рассказал о попытке оставить Амира по другим обстоятельствам. Например, суданец мог бы обратиться с прошением о переселении в Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), но в Центрально-Азиатском регионе нет соответствующей программы.

- Здесь УВКБ не может его переселить, но они сделали все что, могли. Они подняли шум, попытались договориться с другими странами, где есть программа по переселению, но никто не хочет, — рассказал Денис Дживага.

Более того, УВКБ ООН в Казахстане готов оплачивать обучение Амира, но нужен законный статус его пребывания здесь. Однако в Казахстане студенческую или рабочую визу на месте получить нельзя. Ее можно запросить только за пределами страны.

Амир должен был покинуть Казахстан до 1 мая и вылетел в Руанду, одну из немногих безвизовых для суданцев стран. Но там не приняли его документы для предоставления убежища и депортировали в Катар, через который Амир прилетел. В аэропорту Дохи его под сопровождением посадили на самолет до Алматы.

- Наши тоже его обратно пустить не могут, поэтому с точки зрения законности нарушений нет. Парень стал заложником ситуации. Как в фильме «Терминал», только там государство перестало существовать, а в данном случае война, — отметил Денис Дживага.

Но даже если бы Амир и захотел вернуться в Судан, он не может этого сделать - аэропорты не принимают рейсы. Сейчас суданец находится в транзитной зоне аэропорта Алматы. Администрация воздушной гавани купила ему билет назад в Доху на 3 мая, но как рассказали в Бюро по правам человека, авиакомпания не намерена его впускать на борт в Катар.

Амиру помогает стажер Бюро по правам человека Вера Холл. Она же организовала сбор денег, на которые суданец изначально купил билеты для вылета из Алматы в Руанду.
- Он сильно страдает. Он не спал и не ел уже 4 дня, у него хроническое не диагностированное заболевание желудка, которое резко обострилось после начала этого кошмара, а также онемели рука и нога. Его нельзя депортировать. Он слишком слаб, чтобы продолжать перемещения по аэропортам. Если его отправят в Судан, он не сможет получить медицинскую помощь. Ему также угрожает личное преследование, причины которого я не могу раскрыть. Более того, он не сможет встретиться со своей семьей, так как они укрываются очень далеко от аэропорта, и ему пришлось бы пересекать блокпосты, где людей регулярно убивают. Судан — это единственная страна в мире, официально находящаяся в состоянии голода, и считается крупнейшим гуманитарным кризисом в мире, — рассказала Вера Холл.



Справка:

В 2021 году после свержения правившего почти 30 лет президента Омара аль-Башира, власть в Судане захватили военные. Весной 2023 года в стране начался конфликт между двумя генералами - Абдель Фаттахом аль-Бурханом и Мохамедом Хамданом Дагало (Хемети). Первый - командующий вооруженными силами и фактическим президентом страны, второй - его заместитель и командующий «Силами быстрой поддержки».

«Ужас, разворачивающийся в Судане, не знает границ», — заявил 1 мая Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк. Он встревожен сообщениями о внесудебных казнях в штате Хартум. Ранее ООН официально признал, что Судан находится в состоянии голода и это крупнейший гуманитарный кризис в мире.

Жанна Жумахан, фото КМБПЧ и с сайта ООН