Сегодня АСПК установлены в аэропортах Астаны и Алматы и работают в пилотном режиме. Паспортный контроль через АСПК осуществляется только в отношении граждан Казахстана, обладателей биометрических загранпаспортов, удостоверений личности и не ограниченных в возможности передвижения. Не пропускаются через АСПК лица в инвалидных колясках, родители с несовершеннолетними детьми.
При этом, среднее время прохождения паспортного контроля, затраченное на оформление одного лица АСПК, составляет 12–15 секунд. Это в 8 раз меньше, чем осуществление паспортного контроля на одного гражданина у сотрудника пограничной службы. С помощью одного АСПК можно обрабатывать 648 человек в сутки, что значительно выше, чем при традиционном контроле, где один сотрудник обрабатывает 480 человек.
По мнению министерства, такие системы позволят существенно упростить и ускорить прохождение пассажирами пограничного контроля. В первую очередь это касается аэропортов, где пассажиропоток достигает миллиона человек и более. В Казахстане таких два – аэропорты в Алматы и Астане.
Преимущества автоматизированной системы описываются так:
«Безопасность государственной границы: АСПК позволяет более эффективно идентифицировать и проверять личности пассажиров, что помогает предотвращать незаконную миграцию, контрабанду, и другие угрозы.
Персональную безопасность авиапассажиров и сотрудников аэропорта: автоматизация процесса паспортного контроля снижает вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором, ускоряет процесс проверки и снижает вероятность конфликтных ситуаций или ненадлежащего обращения с пассажирами. Это способствует повышению безопасности и комфортности пребывания пассажиров в аэропортах.
Информационную безопасность: АСПК может способствовать снижению рисков утечек персональных данных пассажиров, обеспечивая более надежное хранение и обработку информации в соответствии с требованиями законодательства о защите данных».

При этом средства из бюджета на установку систем расходоваться не будут, оснащение автоматизированной системой предполагается возложить на эксплуатанта аэропорта, переданного в доверительное управление либо в частную собственность. Стоимость установки и эксплуатационные расходы на АСПК составляет 47 млн тенге, включая 3 года гарантийного обслуживания за один комплект. Послегарантийное обслуживание потребует расходов в 6 млн тенге ежегодно на один АСПК. Такие затраты бизнеса, по оценке министерства транспорта, «являются допустимыми, так как регуляторное требование будет направлено на создание инфраструктуры, которая улучшит качество и скорость пограничного контроля, а также обеспечит большую безопасность и удобство для пассажиров».
В настоящее время на публичное обсуждение на портале «Открытые НПА» представлен анализ регуляторного воздействия внесения изменений в правила. Предполагается, что сами поправки будут приняты уже в 2025 году.
Арина Александрова, фото akorda.kz