Сейчас воинский паек стоит 2250 тенге. Эту сумму повышали в 2022 году, до этого стоимость пайка составляла 1713 тенге. Депутаты посчитали, что если использовать принятую в Казахстане методику, паек должен обходиться в 3150 тенге.
«Как можно обеспечить качественное питание при таком дефиците?» - написали депутаты премьер-министру.По правилам, казахстанские военнослужащие должны получать 48 видов продуктов – от мяса до овощей и фруктов. Однако, как сказано в депзапросе, чтобы вписаться в установленную цену, поставщики часто вынуждены экономить и заменять продукты на более дешевые аналоги. Так, сычужный сыр заменяется сырным продуктом, молоко – на молокосодержащий продукт, а сливочное масло – на спреды.
Оказывается, только в 2024 году более 30 тонн продуктов было возвращено поставщикам, а количество нарушений договорных обязательств со стороны поставщиков увеличилось на 46%. Депутаты напомнили и о фактах массового отравления военнослужащих: 39 в Темиртау, 20 в Сарыозекском гарнизоне, 40 в Шымкентском гарнизоне.
Вместе с тем, что питание в армии недофинансировано, изменений по мнению депутатов требует и сама методика расчета стоимости пайка, которая должна учитывать инфляцию и рост цен.
Из текста депутатского запроса следует, что меры надо принимать срочно: привести стоимость пайка к высчитанным по существующей методике 3150 тенге. Для этого в бюджете нужно найти 10,2 миллиардов тенге только в текущем году. А новая методика должна быть готова до обсуждения бюджета на будущий период, то есть уже к осени.
«Финансирование должно быть пересмотрено безотлагательно, и ресурсы для этого необходимо найти немедленно», — заявили мажилисмены.Олжас Бектенов заверил депутатов, что работа в этом направлении ведется: пересчитывают стоимость пайка с учетом статистических данных 2023-2024 годов, пересматривают подходы к его расчету, вплоть до перехода на самообеспечение. Но никаких даже примерных сроков завершения это масштабной работы премьер не назвал. Более того, сам же и сослался на свой ответ, который давал еще осенью прошлого года. Выходит, за это время ничего не изменилось.
Изменится ли теперь, сказать сложно. Бектенов указал, что «внедрение новых подходов будет осуществляться с учетом развития экономической ситуации в государстве и возможностей республиканского бюджета». Какие именно макроэкономические показатели будут маркером для повышения стоимости солдатской еды, так и осталось неясным.
Бахыт Нуржанова, фото маркетплейс Ozon