22 августа 2024

"Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя" - Аристотель.

USD

484.11 KZT

EUR

528.79 KZT

RUB

5.03 KZT

22 августа 2024

"Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя" - Аристотель.

USD

484.11 KZT

EUR

528.79 KZT

RUB

5.03 KZT

Государственный капитализм без четких планов

29 августа 2024

26 августа департамент бюджетного планирования Министерства финансов опубликовал проекта закона о государственном бюджете на 2025-2027 годы. Коротко о некоторых, наиболее интересных статьях из него:
• доходы – 21,3 трлн тенге, в том числе по поступлениям трансфертов – 5,7 трлн тенге;
• затраты – 25,1 трлн;
• дефицит бюджета – -4,1 трлн тенге или 2,7 % к ВВП.

 Независимые эксперты уже раскритиковали этот документ как свидетельствующий о системном бюджетном кризисе. Приведем в качестве примера мнение экспертов телеграм-канала «Ручная экономика»:
«Правительство продолжает разгонять инфляцию, чрезмерно тратить Нацфонд и не понимает, каким будут экономические показатели».
Экономист аналитического центра Halyk Research Мурат Темирханов, подготовил свое профессиональное заключение о том, как государству придется реализовывать принятый в августе Национальный план развития (НПР) страны до 2029 года с такими-то бюджетными показателями.
Приведем отрывки из этого внушительного документа, который не мешало бы в перерывах между своими бесконечными заседаниями почитать членам правительства. Особенно его финансово-экономического блока.

 «В НПР, по нашему мнению, нет четких предложений по значительным изменениям в текущей модели развития экономики Казахстана. За последние 20 лет в Казахстане вместо полноценной рыночной экономики (такой, как в развитых рыночных странах) была построена экономическая система под названием «государственный капитализм», которая основывается на распределении нефтяной ренты. В НПР нет четких планов, каким образом власти собираются изменить текущую экономическую систему», — пишет Мурат Темирханов.
По его словам, практически все описанные в НПР меры по развитию, например, обрабатывающей промышленности представляют собой командно-административные (нерыночные) подходы, которые в принципе не могут улучшить ситуацию с индустриализацией и диверсификацией экономики. Причем эксперты систематически говорят об этом в своей аналитике.

 «Из-за существования всевозможных субсидий, налоговых льгот и других преференций в Казахстане уже сейчас (при высоких ценах на нефть) наступил бюджетный кризис, когда требуется все больше изъятий из Нацфонда. Создание тепличных условий для отечественных производителей за счет защиты их от внешней конкуренции снижает стимулы для повышения их конкурентоспособности на внешних рынках», — сказано в заключении Мурата Темирханова.
Кроме того, эксперт указывает, что в НПР достаточно хорошо описываются проблемы налогово-бюджетной системы, которым, увы, не дали нормального решения.

 «Например, в документе указано следующее: «Одним из приоритетов в реализации макроэкономической политики станет неукоснительное следование контрцикличным бюджетным правилам и поддержание устойчивости бюджетных параметров. Планируется постепенное сокращение объемов привлечения средств из НФ». В то время как в Казахстане это обсуждается давно, на практике происходит противоположное, включая текущий 2024 год», — Мурат Темирханов подтверждает мнения других своих коллег по независимому аналитическому сектору.
Особое внимание также уделяется неэффективности государственных финансов с точки зрения того, что утверждаемый парламентом республиканский бюджет неполноценен. И правительство без утверждения со стороны парламента контролирует значительный объем внебюджетных государственных расходов.
«Источниками финансирования внебюджетных расходов являются печатный станок Нацбанка, внебюджетные фонды правительства – ЕНПФ, ГФСС, ФОМС и ФПК, средства нацхолдингов «Самрук-Казына», «Байтерек» и их дочерних организаций», — указывает экономист.

В целом, не только Мурат Темирханов, но и другие эксперты отмечают, что последние стратегические документы по экономическому развитию страны, принятые в 2024 году, так или иначе повторяют предшествующие с сомнительной эффективностью.

Александра Алёхова, фото Мурата Темирханова из личного архива в Facebook