Независимый финансовый аналитик Андрей Чеботарёв в своем телеграм-канале FINANCE.kz отмечает, что в сентябре курс тенге остался практически неизменным, несмотря на наличие значительных предпосылок для его укрепления, составив на конец месяца 481,2 тенге за 1 доллар.
«Одной из ключевых причин, способствовавших укреплению тенге, стало увеличение объемов средств, выделяемых из Национального фонда в республиканский бюджет. Это увеличение должно было привести к росту предложения тенге на валютном рынке, что, как показала первая половина текущего года, оказывало положительное влияние на курс. Кроме того, благодаря конвертации средств из Нацфонда и реализации схемы покупки акций «Казатомпром», объем продаж на рынке возрос на 51%, а доля участия Национального банка увеличилась с 12% до 20%», — написал эксперт.
Весь октябрь тенге дешевел, и по состоянию на 9 октября упал до 488,86 за один доллар. Днем ранее Андрей Чеботарёв сыронизировал, что это все означает: операция «бюджет, сойдись» в действии?
Конечно, интересно, как долго нацвалюта будет слабеть и до какого предела. Вот, что об этом думает эксперт:
- «Операция «бюджет, сойдись» - это скорее шутка, чем реальное предположение. Да, я уже говорил, чтобы сошелся бюджет, было бы отлично, чтобы тенге ослаб. Это факт. А дальше начинаются «но». Первое «но»: правительство и Нацбанк – это разные госорганы. Нацбанк – не часть правительства, он независимый и всегда это подчеркивает. Более того, эта независимость демонстрируется происходящим. Довольно часто члены правительства что-то просят у Нацбанка либо спорят с ним, чья заслуга в снижении инфляции. Но это лишь дает нам хорошее представление о том, что Нацбанк и правительство не работают на одну мельницу, — прокомментировал Андрей Чеботарёв.
По его словам, монетарный регулятор продолжает сохранять свою независимость, что очень важно.
– У нас курс не фиксированный, Нацбанк не устанавливает его каждое утро. Он контролирует около 20-30% торгов – продает валюту из Нацфонда, покупает валюту для ЕНПФ, видит какие-то заявки от рынка. Но чтобы опустить тенге, надо сделать спрос выше предложения. То есть Нацбанку надо меньше продавать валюты из Нацфонда, а это невозможно – в этом месяце из Нацфонда для исполнения бюджета и так продается достаточно рекордный объем более 1 млрд долларов. Если этого не делать, не будет исполняться текущий бюджет прямо сегодня. Не будет зарплат бюджетникам и всего остального. Поэтому, даже чисто технически, не прекращая конвертацию денег из Нацфонда, невозможно опустить тенге. Он не настолько ручноуправляем, как многие считают.
Я понимаю – есть соблазн думать, что курс в реальности такой, какой скажет Нацбанк, но на самом деле нет, Нацбанк порядка четверти торгов только контролирует, остальные торги реальные.Но пока ни первого, ни второго я не наблюдаю, поэтому я бы не строил теорий о том, что идет какой-то заговор. Скорее всего, мы видим просто реакцию на укрепление доллара на фоне неопределенностей с выборами в США. Чем ближе выборы, чем больше неопределенностей, что будет со ставкой и какими темпами ее будут дальше снижать, доллар как самый ликвидный защитный актив растет. За эту неделю индекс доллара прибавил 2,5% - это больше, чем ослаб тенге.
Упоминание операции «бюджет, сойдись» - скорее шпилька Нацбанку, но в реальности я не верю, что они с правительством договорились. Даже если бы я верил в конспирологию и предположил, что кабмин договорится или договорился с Нацбанком, то можно было бы ожидать падения курса до 500-510 тенге за доллар. Мы переживали абсолютный максимум обвала до 512 в марте 2022 года. Так что было бы неудивительно. И я бы поступил именно так, если бы имел техническую возможность и договорился с правительством, будь я Нацбанком.
Наконец, еще кое-что против конспирологической теории, в которую я не верю. Весной, когда были очень большие изъятия из Нацфонда, и тенге креп, это укрепление было как раз непредсказуемым. Его вообще не должно было быть. И тогда Нацбанк ничего не предпринимал, чтобы ослабить тенге, хотя было ясно, что из-за курса мы берем из Нацфонда больше. Но были паводки, не было координации действий правительства и Нацбанка для недопущения укрепления тенге, которое сделало бюджету только хуже. Думаете, будь у Нацбанка техническая возможность, он не воспользовался бы ей сделать бюджету лучше?
- Все, что происходит, целесообразно для экономики страны в целом и для населения, в частности? Какая-то конечная цель ведь есть?
- Любой процесс в экономике имеет как минимум две стороны – положительную и отрицательную. Не все целесообразно для населения, это факт. Ослабление валюты играет в плюс бюджету и экспортерам, но играет в минус импортерам и населению. Поэтому – да, это хорошо для бюджета, нет – это плохо для цен, они будут расти, потому что мы импортозависимая страна.
И так практически со всем остальным. Как, например, повышение налогов. Да, это хорошо для бюджета и позволит поднять зарплаты учителям, врачам, построить больше школ и дорог, но это все ляжет в цены для потребителей, потому что предприниматели всегда перекладывают налоги в цены. Так что повышение налогов плохо для населения. Любой экономический процесс, каким бы он ни был, всегда имеет обычно и плюсы, и минусы – кому-то хорошо, кому-то плохо. Решения всегда компромиссные, и с этим нужно смириться.
Александра Алёхова, фото из личного архива Андрея Чеботарёва и pixabay.com