После принятия и вступления в действие этих поправок в стране появится публичный реестр коррупционеров, опубликованный на сайте антикоррупционной службы. В него будут включаться сведения об осужденных за совершение тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений. Основанием для включения лиц в реестр будет являться вступивший в законную силу обвинительный приговор. Исключение из реестра будет возможным только на основании вступившего в законную силу оправдательного приговора или погашения судимости.
В реестре коррупционеров будут отражаться такие сведения:
- ФИО коррупционера;
- место работы и должность на момент совершения коррупционного преступления;
- состав коррупционного преступления;
- реквизиты обвинительного приговора;
- вид назначенного наказания.
При этом тем, кто был осужден за коррупционные преступления до принятия закона, попадание в реестр не грозит – в него будут включать только осужденных после введения поправок в действие.
Также поправками в закон "О противодействии коррупции" добавляется новая глава "Конфликт интересов", в которой расписываются обязанности госслужащих и их руководителей при наличии такового. Согласно предлагаемым нормам, сообщения о конфликте интересов или информацию о конфликте интересов, полученную из других источников, будут рассматривать в госорганах уполномоченные по этике, в квазигосударственных организациях – антикоррупционные комплаенс-службы, а при их отсутствии, кадровые службы.
По итогам рассмотрения они будут предоставлять руководству органа или организации рекомендации по предотвращению и урегулированию конфликта интересов или заключение об отсутствии конфликта интересов.При наличии конфликта интересов руководство госоргана или организации обязано будет в течение 10 рабочих дней со дня получения рекомендации принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в т.ч. отстранить служащего от исполнения должностных обязанностей в той части, где возник конфликт интересов, и поручить другому лицу рассмотрение соответствующего заявления, поручения, документа и т.п.
Прописывается также, что первый руководитель госоргана или организации обязан своевременно делегировать свои полномочия для объективного принятия решения по вопросу, по которому у него возник конфликт интересов, своему заместителю или иному уполномоченному лицу.
Впервые законодательно вводится декларирование личных интересов. Это означает, что человек, поступая на государственную должность либо должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, должен представить в кадровую службу по месту работы декларацию о личных интересах. Порядок заполнения такой декларации будет определяться актом правительства.
За несвоевременное представление или недостоверное заполнение декларации о личных интересах госслужащие и приравненные к ним лица будут привлекаться к дисциплинарной ответственности. При этом, в случае отражения в декларации неполных, недостоверных сведений, госслужащий в течение 10 рабочих дней со дня подачи декларации вправе будет подать дополнительную декларацию.Законодательно вводится уголовная ответственность за обещание либо предложение взятки. Предполагается, что такая норма будет дисциплинировать людей и сведет к минимуму риски коррупции.
Поправками в закон "Об оперативно-розыскной деятельности" вносятся нормы, разрешающие проведение специальных оперативных мероприятий в целях выявления фактов получения незаконного вознаграждения при наличии признаков вымогательства. А Уголовный кодекс дополняется новой статьей 247-1, предусматривающей ответственность за незаконное предоставление вознаграждения.Арина Александрова, фото gov.kz