7 ноября 2024

«Слово способно разрушить империю быстрее, чем войско» — Пифагор.

USD

511.18 KZT

EUR

530.6 KZT

RUB

5.28 KZT

7 ноября 2024

«Слово способно разрушить империю быстрее, чем войско» — Пифагор.

USD

511.18 KZT

EUR

530.6 KZT

RUB

5.28 KZT

Бюджетный кризис: насколько велика «дыра» в госфинансах

30 января
Бюджетный кризис: насколько велика «дыра» в госфинансах
После расширенного заседания правительства, где было объявлено о предстоящем повышении налогов, многие комментаторы впервые заговорили о текущем состоянии бюджета страны. О недоборе налогов говорилось как минимум на протяжении второго полугодия 2024 года. Но насколько плачевна ситуация? Корреспондент zorknews.kz изучил опубликованные министерством финансов отчеты об исполнении бюджета по итогам 12 месяцев прошлого года.

Оперативные отчеты об исполнении бюджета министерство финансов публикует каждый месяц. Окончательный итоговый отчет за год в конце весны правительство представляет на рассмотрение и утверждение парламента. В случае если парламент не утвердит правительственный отчет, это станет конфликтом ветвей власти: согласно конституции, непринятие отчета означает выражение недоверия парламента правительству. Но пока таких прецедентов не случалось, и отчет правительства ежегодно получает одобрение депутатов.

Ситуация с пополнением бюджета же действительно плачевная. Формально исполнительская дисциплина хорошая: общий план по налоговым поступлениям в республиканский бюджет исполнен на 97,2%. Доходы бюджета за январь-декабрь составили 19,6 трлн тенге. В этой сумме на налоговые поступления приходится 12,3 трлн, а исполнение плана по ним составило 97,1%. Но это – результат исполнения уже после внесенных в конце прошлого года уточнений республиканского бюджета, которыми план по налоговым поступлениям был понижен. Изначально же правительство ожидало, что налогов поступит на 3 трлн больше – 15,7 трлн тенге.
Возникает логичный вопрос – откуда в таком случае правительство берет деньги на расходы. Которые достаточно высоки – затраты республиканского бюджета составили 23,1 трлн, это 98,4% от плана. То есть, правительство потратило вдвое больше, чем страна заработала. Ответ на вопрос «откуда деньги» простой – это долги.

В виде займов в бюджет в прошлом году поступило 7,03 трлн тенге, при этом 5,58 трлн было привлечено внутри страны, через размещение государственных ценных бумаг. Еще 5,6 трлн поступило в бюджет из Национального фонда – в виде гарантированного и целевого трансфертов. Еще 467 млрд тенге из Нацфонда пришло в бюджет через покупку Нацфондом акций национальной компании «Казатомпром». Суммарно заемные и привлеченные из нацфонда средства превысили доходы государственной казны.

На что государство тратит 23 трлн тенге? Исполнение расходной части бюджета, кстати, традиционно всегда отличается высоким уровнем исполнения. По наиболее крупным статьям расходов картина такова: 5,33 трлн тенге (100% от плана) составляют расходы на социальное обеспечение, включая выплату солидарной и базовой частей пенсий, пособий, адресной социальной помощи и так далее. 3,44 трлн тенге потрачено на обслуживание и погашение правительственных займов, внешних и внутренних. 2,23 трлн (91,3%) государство тратит на здравоохранение (в эту сумму входит и взнос государства в Фонд социального медицинского страхования - 1,92 трлн тенге, исполнение составило 90,1%).

К слову, расходы самого ФСМС за год составили 3,14 трлн тенге (107,8%). 1,68 трлн (100% от плана) потрачено на образование, от финансирования детсадов до строительства новых объектов образования. Еще 1,28 трлн (99,6%) занимают расходы на общественный порядок, безопасность, правовую, судебную и уголовно-исполнительную деятельность, 1,03 трлн (91,8%) - расходы на оборону.

Дефицит госбюджета за 2024 год составил 3,6 трлн тенге, а заявленный ненефтяной дефицит госбюджета - 10,8 трлн тенге. Исторически это – самый большой уровень ненефтяного дефицита.

Фактически эти цифры красноречиво показывают: бюджетный кризис в стране – налицо. Для покрытия всех взятых на себя обязательств, как социальных перед обществом, так и различных мер господдержки бизнеса, содержания государственного аппарата, реализации различных бюджетных инициатив правительство тратит вдвое больше, чем может себе позволить, если опираться на размер доходов бюджета. Не желая сокращать расходы, правительство предпочитает действовать как не самый финансово грамотный человек – занимает деньги «до зарплаты». В данном случае – до нового бюджетного года и, видимо, новых займов.

Арина Александрова, иллюстрация сгенерирована нейросетью

Читайте также