7 ноября 2024

«Цель государства — сохранить жизнь, свободу и собственность каждого человека» — Джон Локк.

USD

516.77 KZT

EUR

542.87 KZT

RUB

5.33 KZT

7 ноября 2024

«Цель государства — сохранить жизнь, свободу и собственность каждого человека» — Джон Локк.

USD

516.77 KZT

EUR

542.87 KZT

RUB

5.33 KZT

Как работают новые нормы законов по защите граждан от мошенников

8 января
Как работают новые нормы законов по защите граждан от мошенников
7 тысяч казахстанцев официально не платят за мошеннические займы

На протяжении 2024 года в законодательство вносились поправки, направленные на защиту граждан от мошенников, оформляющих без ведома людей банковские займы. По запросу депутатов мажилиса премьер-министр Олжас Бектенов рассказал, как эти новые нормы реализуются на практике.

Так, в настоящее время приостановление начисления вознаграждения и неустойки, а также взыскания задолженности и претензионно-исковой работы по мошенническому займу осуществляется независимо от принятия судом решения о признании оформления такого кредита мошенническим образом без участия заемщика.
Данная норма закона «О банках и банковской деятельности» банками соблюдается, и на сегодня осуществлено приостановление взыскания задолженности и претензионно-исковой работы, а также начисления вознаграждения в отношении порядка 7 тыс. заемщиков.

Со стороны госорганов для соблюдения финансовыми учреждениями новых требований законодательства в конце прошлого года была сформирована межведомственная рабочая группа из числа представителей заинтересованных государственных органов, и с 6 декабря начаты выездные проверки 10 крупных банков и 2 микрофинансовых организаций.
«По итогам проверки планируется применить надзорные меры для восстановления нарушенных прав граждан, включая списание и возврат незаконно взысканных с пострадавших граждан денежных средств. Одновременно с этим при возникновении необходимости будет рассмотрен вопрос о целесообразности внесения соответствующих изменений в действующее законодательство», — сообщил премьер в ответе на депутатский запрос.
Одновременно принимаются меры по ограничению доступности для мошенников незарегистрированных телефонных номеров. Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности совместно с заинтересованными государственными органами (АРРФР, МНЭ, МВД, АФМ) разработана Дорожная карта по реализации механизмов противодействия финансовому мошенничеству.

Карта предусматривает такие меры, как ограничение регистрации количества номеров на одного абонента, запрет регистрации на дистрибьюторов и дилеров, а также введение обязательной биометрической идентификации при регистрации абонентских номеров и устройств через интернет-портал eGov.

Также предусмотрено введение уголовной ответственности за незаконный ввоз, реализацию и регистрацию GSM- шлюза (sim-box), позволяющего совершать неидентифицируемые телефонные звонки. В законодательстве появится также ответственность операторов связи за продажу SIM-карт с нарушением требований законодательства.

Кроме того, в первом квартале 2025 года для оперативного взаимодействия с гражданами по вопросам противодействия интернет-мошенничеству МЦРИАП планируется запустить единый «Call-центр», который позволит: принимать на короткий телефонный номер жалобы граждан на мошеннические звонки; блокировать подозрительные звонки с подменными сотовыми и городскими номерами, в т.ч. звонки посредством мессенджеров; направлять гражданам уведомления обо всех проводимых в отношении их финансовых операциях с признаками мошенничества.

Проблему представляет мошенничество с использованием ОТР-паролей (OTP – one-time-password) и электронно-цифровой подписи (ЭЦП) при заключении договоров банковского займа. Законодательство признает, что письменная форма сделки может быть выражена не только в традиционном виде, но и через обмен электронными сообщениями. Соответственно, банки направляют OTP-пароли только на доверенный номер, зарегистрированный на клиента банка, осуществляют проверку данного номера при регистрации клиента в мобильном приложении банка, а также осуществляют информирование клиента в случаях изменения номера.

Проверка доверенного номера проводится посредством биометрической идентификации (позволяет удостовериться в личности клиента) и подтверждения клиентом OTP-кода, отправленного на регистрируемый номер. Биометрическая идентификация (FaceID) клиентов осуществляется только через центр обмена идентификационными данными Национального Банка.
«Изменение доверенного номера телефона приравнивается к новой регистрации и требует проведения повторной процедуры регистрации. Кроме того, с августа 2024 года введено требование по защите биометрической идентификации от использования статичного изображения или видеозаписи (Deep Fake). Данная мера исключает подмену изображения», — уточнил премьер.
В настоящее время, как сообщил глава правительства, прорабатывается вопрос введения уголовной и административной ответственности третьих лиц за содействие в интернет-мошенничестве. В частности, предусматривается введение административной ответственности за предоставление доступа к банковскому счету и (или) средству электронного платежа его держателем (равно передачу платежных инструментов в пользование третьему лицу); уголовной ответственности за умышленное предоставление третьим лицам доступа к управлению банковскими счетами, а также средствам электронного платежа, включая передачу аутентификационных данных к интернет-банкингу, электронному кошельку, если это деяние совершено за материальное вознаграждение. Сроки принятия данных изменений в ответе премьер-министра не уточняются.

Арина Александрова, фото gov.kz