7 ноября

"Человек - существо политическое." - Аристотель.

USD

492.65 KZT

EUR

525.71 KZT

RUB

5.03 KZT

7 ноября

"Человек - существо политическое." - Аристотель.

USD

492.65 KZT

EUR

525.71 KZT

RUB

5.03 KZT

"Власть имеет моральное право для пересмотра контрактов"

5 ноября
"Власть имеет моральное право для пересмотра контрактов"
На днях экологическая партия Baytaq, которую после поражения на парламентских выборах 2023 года в информационном поле особо не было видно, провела пресс-конференцию, посвященную судебной тяжбе экологических властей страны с NCOC об уплате штрафа в размере 5 млрд долларов, вмененного оператору Кашагана еще в конце 2022 года. Дело находится на рассмотрении в Верховном суде, и параллельно ходят разговоры о том, что NCOC ведет переговоры с государством о замене штрафа на ряд инвестпроектов. "Жаңғырған Отан" рассказывал об этой весьма занимательной истории в начале октября. Тогда же, кстати, журналисты "Курсива" спрашивали у вице-министра экологии и природных ресурсов Жомарта Алиева по поводу неравнозначного для государства обмена, и он заявил, что Минэкологии не получало от инвесторов каких-либо предложений по урегулированию экологического штрафа. Но кроме того, что транснациональные консорциумы, работающие в Казахстане с 90-х годов, систематически уличают в нарушении экологического законодательства, активизировались разговоры о пересмотре контрактов по трем крупнейшим казахстанским месторождениям – Тенгизу, Кашагану и Карачаганаку. Это объясняется и тем, что с 90-х годов экономические и политические реалии изменились, и тем, что близится 2033-й, когда истечет срок действия контракта по освоению Тенгиза. Из него уже выкачали более 500 млн тонн нефти при оценке извлекаемых запасов от 750 млн тонн до 1,1 млрд.

"ТШО (оператор Тенгиза "Тенгизшевройл", - Авт.) до конца срока постарается максимально легкую нефть выкачать. После чего останется очень сложная для извлечения нефть, которая потребует применения новейших технологий. И Казахстан сам будет вынужден просить Chevron остаться и разрабатывать дальше", – в начале января 2023 года говорил исполнительный директор общественного фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов.
Но сейчас разговоры идут о другом – если нефтегазовые транснациональные гиганты останутся, а контракты по Карачагану и Кагашану истекают в 2037-м и в 2041 годах, то на каких условиях?
Это стало предметом обсуждения в одной из дискуссий на прошедшей в Астане 1-3 ноября международной конференции "Формирование многополярного мира и траектории развития Центральной Евразии", организованной Фондом Горчакова.

Нефтегазовый аналитик, член общественного совета Минэнерго Олжас Байдильдинов, не первый год поднимающий вопрос о необходимости пересмотреть кабальные условия заключенных в 90-е контрактов, привел примеры из истории, когда подобные договоры менялись как пользу страны-владельца природных ресурсов, так и во вред. Но он также сказал, что у Казахстана есть три варианта изменить текущую ситуацию.

- Я, возможно, одним из первых сказал, что вообще в любой стране новая власть имеет моральное право для пересмотра таких контрактов. Это было и в Российской Федерации, и в странах даже Персидского залива, на которые мы ориентируемся. В 70-е годы эти страны пересмотрели контракты, причем условия по ним были даже более кабальные, чем у нас. Бахрейн, если я не ошибаюсь, заключал контракты разработки своих месторождений вообще на 75 лет. Но они в 70-е пересмотрели, поэтому они такие богатые. Есть, конечно, примеры и не очень хорошие в виде Ирана, Венесуэлы, Ливии, которая у всех на слуху. Есть Судан, который в результате какой-то спецоперации вообще разделили на две страны. И я бы не исключал этот сценарий для Казахстана – экономический сепаратизм на западе страны есть, при определенной поддержке это также может быть угрозой для целостности страны, — отметил в своем выступлении эксперт.

По его словам, транснациональные операторы крупнейших казахстанских месторождений имеют в Казахстане сверхльготы – НДС 0% на ввоз товаров и оборудования для проектов.

- То есть ни один казахстанский или российский производитель конкурировать с ними не может, потому что они ввозят его по нулевой ставке НДС. Отсутствие экспортно-таможенной пошлины (ЭТП) при экспорте. То есть изначально того, чего не было в контрактах и в законодательстве 90-х, его не может быть и после. Когда в 2012 году Казахстан ввел ЭТП, цены были высокими, больше 100 долларов за баррель, все недропользователи платили ЭТП, она составляла 20-40 долларов за тонну, киты не платили. На текущий момент казахстанский бюджет недополучает где-то около 500 млн долларов в месяц только из-за того, что они не платят экспортно-таможенную пошлину. Они ее и не собираются платить, в контрактах она отсутствует. В год это порядка 6 млрд долларов. На фоне 40-45 млрд долларов государственного бюджета это существенная сумма, — считает Байдильдинов.

Он также добавил, что киты и не поставляют нефть на внутренний казахстанский рынок, она вся идет на экспорт.

- В этой связи я уже предлагал – коли уж мы не можем ввести ЭТП в отношении вывоза нефти из Казахстана, мы можем продумать, когда будет экспортно-таможенная пошлина на вывоз за пределы ЕАЭС, это все-таки не предусматривается контрактами. В этом случае киты могли бы поставлять нефть на переработку в РФ, а потом в виде готовых нефтепродуктов ее экспортировать. То есть поставляете нефть на переработку в рамках ЕАЭС и уплачиваете таможенную пошлину. Но это тоже предмет обсуждения, — говорит аналитик.

Он напомнил, что уже идут переговоры о продлении контракта по Тенгизу еще на 20 лет.

- Одним из первых вопросов в общественно-политической повестке Казахстана должен стоять, что контракт по Тенгизу вообще не должен быть продлен. Но американские компании хотят продлить контракт на 20 лет, 75% у них доля в этом контракте, и причем хотят продлить его на более льготных условиях, чем было до этого. Почему? Потому что месторождение якобы истощается. При этом, инвестиции в эти проекты превратились буквально в черную дыру, потому что в проект о будущем расширении было вложено, по мнению акционеров, 48,5 млрд долларов. Это, на секунду, 33 Бурдж-Халифа. Я открывал карту, показывал в программе, в СМИ, что ни на поверхности Атырауской области вблизи от месторождения, ни под землей в виде оборудования не может быть такой суммы физически, но она есть, и она будет вычтена из доходов от продажи нефти, — отметил в своем выступлении эксперт.

Для изменения текущих реалий есть, по мнению Олжаса Байдильдинова, три варианта.

Первый – перекрыть маршрут транспортировки нефти из Казахстана через КТК и поторговаться. Вариант болезненный, для Казахстана повлечет потерю налогов и рабочих мест. На время, разумеется. Но в условиях готовящегося с января 2025 года 15-го пакета антироссийских санкций такой вариант был бы возможен.

Второй – в виде налогообложения и в виде таможенных пошлин. Договоренности Казахстана с крупными проектами сохраняются, но страна входит в ЕАЭС, у которого уже другая граница. То есть теоретически можно перенести спор китов не на уровень Казахстана, а на уровень ЕАЭС, и уже там договариваться о вывозе сырья и ресурсов.

- Третий вариант, наиболее критикуемый — создать такие условия, чтобы киты продали свои доли, контрольные пакеты, перешли на общие условия. Но поскольку денег у Казахстана для этого нет, я оцениваю в сумму порядка 100 млрд долларов инвестиций в эти три проекта, реализовать можно за счет средств, замороженных в зарубежных юрисдикциях Российской Федерации. Безусловно, нужно еще, чтобы Российской Федерации это было интересно, но в целом на сегодняшний день это единственно возможный безболезненный, даже красивый вариант, как решить проблемы со стабилизацией действующих контрактов. При этом, для Российской Федерации были бы плюсы – мы прекрасно понимаем, что ее замороженные зарубежные активы вряд ли вообще разморозят. Можно создать совместно такие условия, при которых они (киты, — Авт.) будут готовы на это (продажу своих долей, — Авт.), и им это будет интересно. В том числе через экологический штраф, который на сегодняшний день есть (5 млрд долларов, оспариваемые в Верховном суде, — Авт.), в том числе через оспаривание расходов порядка 16,5 млрд долларов - на текущий момент Казахстан не признает по Кашагану и по Карачаганаку, - сказал Байдильдинов.

Кстати, третий вариант с втягиванием России во взаимоотношения Казахстана с транснациональными операторами уже был предметом обсуждения российскими экспертами. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков комментировал эту идею как "красивую и логичную, но сложно реализуемую".

"Ее продвижение помогло бы Астане усилить свои позиции в переговорном процессе, тогда, как сейчас, торговаться с иностранными партнерами ей крайне сложно: последние весьма заинтересованы в сохранении многолетних кабальных отношений, когда основные деньги от разработки месторождений получают именно иностранные участники, но не бюджет. Во-первых, заключить новую большую сделку Казахстану выгоднее, потому что его переговорные позиции будут гораздо сильнее. Во-вторых, мы помним, как в 2022 году были перерывы отгрузки через КТК и, хоть причины и были связаны с техническими и природными факторами, эта ситуация показала, что в случае введения тотальных санкций против России Запад может лишиться не только российской, но и казахской нефти. Если же акционером будет Россия, то эти риски для Казахстана уходят. Россия будет заинтересована в том, чтобы и КТК нормально работал, и месторождения развивались, и казахская нефть экспортировалась. В этом плане Казахстан сможет получить более выгодные условия: больше денег от разработки этих месторождений и, по сути, гарантии нормальной работы в условиях политической турбулентности, политического конфликта", – отмечал эксперт весной 2024-го.

А к тому, чтобы российские компании поменяли доли в казахстанских месторождениях на доли своих замороженных на Западе активов, Игорь Юшков относится скептически: вряд ли западные компании согласились бы на подобного рода обмен – их больше интересовал бы кэш.

Наконец, известна и позиция казахстанских властей по поводу действующих и будущих контрактов на недропользование с участием крупных мировых эксплуатантов.

"Сами условия соглашения были подписаны сообразно пониманию инвестиционных соглашений того периода времени. Видите ли, 30 лет тому назад было одно понимание: мы радовались приходу крупнейших иностранных компаний в нашу экономику, не было законов о привлечении иностранных инвестиций. На тот момент соглашение о разделе продукции казались вполне приемлемыми. Но сейчас менять правила игры было бы абсолютно противоестественно, я бы сказал, даже абсурдно с точки зрения долговременных интересов нашей страны. Но коррекция, безусловно, должна быть, и этим мы сейчас аккуратно занимаемся", – именно так высказался летом 2022-го Касым-Жомарт Токаев. И с тех пор свою позицию не менял.

Александра Алёхова, фото Армана Мухатова, tengizchevroil.com, angi.ru и скриншот видео конференции