сегодня

Сюнь-Цзы

"Если все чиновники боятся закона и следуют правилам, в государстве никогда не будет беспорядков" - Сюнь-Цзы.

USD

488.91 KZT

EUR

532.62 KZT

RUB

5 KZT

сегодня

Сюнь-Цзы

"Если все чиновники боятся закона и следуют правилам, в государстве никогда не будет беспорядков" - Сюнь-Цзы.

USD

488.91 KZT

EUR

532.62 KZT

RUB

5 KZT

Меняем штраф на инвестиции

5 октября 2024
Меняем штраф на инвестиции
   NCOC проиграл экологическим властям Казахстана суд о выплате штрафа в размере 5,1 млрд долларов США за вред экологии, и теперь предлагает сомнительные выгоды в 50 раз дешевле.

   Новость о том, что Северо-Каспийский проект возобновил переговоры с правительством по поводу замены штрафа в 2,3 трлн тенге (5,1 млрд долларов) на более удобные консорциуму варианты, осталась почти незамеченной.

 Между тем, в публикации за 1 октября говорится, что нефтяные компании Eni SpA, Shell Plc, Exxon Mobil Corp., TotalEnergies SE и другие, входящие в NCOC, готовы в течение двух лет:

  • инвестировать около 110 млн долларов в социальные проекты в Казахстане;
  • создать многомиллионный фонд социального развития;
  • снизить количество хранимой серы до 700 000 тонн;
  • предоставить государству скидку на покупку сжиженного углеводородного газа.

  Но не просто так. В ответ они «требуют от правительства РК отозвать иски о возмещении экологического ущерба в международном арбитраже и снять требования по компенсации, связанные с сверхнормативным размещением серы на Кашаганском месторождении. Более того, правительство Казахстана должно будет изменить действующее экологическое законодательство по части очистки воды, чтобы исключить претензии от государства в будущем»!

Справедливый Казахстан должен быть справедлив ко всем

Нефтегазовый аналитик, член общественного совета Минэнерго Олжас Байдильдинов в своем телеграм-канале удивился молчанию «экологов» и «патриотов.

   «Bloomberg сообщил, что консорциум NCOC (Кашаган) просит (или требует?) у правительства отказаться от экологического иска на 5,1 млрд долларов, предлагая взамен соцвложения на... 110 млн долларов. Нормальная такая скидка. В 50 раз. Мне недавно штраф прилетал за превышение скорости. А давайте все будем платить в 50 раз меньше, чем положено Законом? А ведь 5 млрд - это около трети от стоимости АЭС. Вот вам и «первоначалка» на самый масштабный проект Независимого Казахстана. Консорциум NCOC нарушил требования законодательства, допускал, в том числе, сверхнормативное хранение серы. И «экологическая братия» Казахстана, судя по молчанию, не против. Странновато, да?» - написал эксперт.

  В дополнение к этому об отношении NCOC к экологии Казахстана Олжас Байдильдинов добавил:


- Подобные иски – экологические, налоговые – уже происходили в истории независимого Казахстана. Это было в начале 2010-х, когда в консорциуме Карачаганак Казахстан впервые получил долю. При этом нужно понимать, у международных консорциумов есть все рычаги для того, чтобы оспаривать эти суммы, иски в международных судах, но они обычно предпочитали откупаться небольшими суммами. То, что сообщило агентство Bloomberg, как раз из той серии?

 
Он напоминает, что штраф в 5,1 млрд долларов наложен за сверхнормативное хранение серы и еще несколько пунктов экологических нарушений.
- Оператор решил, видимо, в 50 раз скостить эту сумму, предложив 110 млн долларов инвестиций. Это говорит об их отношении к развивающимся странам, в которых они работают. Я считаю, что Казахстан должен идти в этом деле до конца, тем более вся доказательная база, я считаю, есть. То, что они просят либо требуют у правительства снизить экологические требования, чтобы не нарушать их в будущем, это, конечно, вообще неприемлемо. Казахстанский бизнес или просто физические лица действуют в рамках законодательства либо платят штрафы, когда его нарушают, но при этом не требуют подстраивать законодательство под себя, - отметил эксперт.

  Очевидно, если казахстанские суды окончательно постановят выплатить штраф, NCOC обратится в международные инстанции, чтобы его оспорить. Кроме того, есть торг вокруг строительства будущего газоперерабатывающего завода, который нужен Казахстану. Есть споры вокруг расширения Кашагана – сейчас этот проект на первой стадии реализации, добывает порядка 450 тысяч баррелей в сутки, но вторая фаза еще не началась, а она предполагает увеличение добычи до 800-900 тысяч баррелей в сутки. Плюс, сжиженный газ, который пойдет на внутренний рынок после строительства ГПЗ – дополнительный бонус. Безусловно, консорциуму есть чем торговаться, однако, я считаю, все должно быть в рамках правового поля. Справедливый Казахстан должен быть справедлив ко всем, - сказал аналитик.

Иностранное – не есть безупречное

  Мы как-то привыкли к тому, что Европа ассоциируется у нас с безусловной честностью и высокой культурой в силу развитости. И коллективный Запад настойчивее остального мира радеет за экологию. Но по какой причине позволяет себе отступаться от своих принципов на чужой территории? В связи с этим мы решили вспомнить всю предысторию разбирательств NCOC с Казахстаном из-за штрафа.

  В декабре 2022 года департамент экологии Атырауской области уличил консорциум в ряде нарушений:

  • неправильно выполнил план мероприятий по охране окружающей среды: не высадили деревья с 2020 по 2022 год;
  • сбросили сточные воды в пруд-испаритель без экологического разрешения;
  • не соблюдали требования госэкспертизы к изоляции площадки для хранения серы гидропленкой;
  • не выполнили требования проекта, чтобы предотвратить распространение пыли от серы во время разработки серного блока;
  • отсутствовали специальные устройства (штуцеры) для сбора проб на двух установках с термическим окислением;
  • в проекте не доставало 14 дополнительных фильтров для очистки амина, который является производным от аммиака;
  • произошло загрязнение веществами из-за утечки сырого газа и его сжигания на факеле без экологического разрешения 3 августа 2022 года;
  • выбросы загрязняющих веществ превышали установленные нормы;
  • сверхнормативное размещение серы на площадках складирования установки комплексной подготовки нефти и газа «Болашак» в объеме около 1,7 млн тонн вместо 700 тысяч тонн, разрешенных экологическими требованиями;
  • в испарителях емкости, где хранятся жидкости и газ на железнодорожном комплексе на Западном Ескене, обнаружили высокий уровень сероводорода, превышающий установленный в проектных документах.

   Весной 2023 года впервые появилась информация о том, что NCOC не согласился с претензиями правительства РК и подал иск в Специализированный межрайонный административный суд Астаны с требованием отменить акт о назначении профилактического контроля/надзора и предписание об устранении нарушений. 14 июня 2023 года судья Нурлан Аубакиров частично удовлетворил иск NCOC, отменив предписания по трем пунктам – по сверхнормативам размещения серы, в том числе.

  В феврале 2024-го апелляционная инстанция столичного горсуда изменила решение, и признала проверки департамента экологии Атырауской области на Кашагане действительными. А по хранению серы, что считается одним из основных нарушений, вмененных NCOC, апелляционная коллегия пришла к выводу: «... что объем лимитирования хранения серы на каждый год не может рассматриваться в накопительном порядке».

Новость о переговорном процессе NCOC с правительством по поводу замены штрафа на инвестиции, заниженные по сравнению с ним в 50 раз, появилась, вряд ли случайно – аккурат перед рассмотрением дела консорциума в Верховном суде.
Что интересно, в предыдущих инстанциях оператор защищался от экологов чисто процессуальными доводами. Якобы департамент не должен был публиковать сведения проверки, пока не истек срок на судебное обжалование. И что протоколы по отбору проб были без даты. И что вообще профилактический контроль должен проводиться только по какому-нибудь поводу, которого не было.

  Когда NCOC проиграл частично суд первой инстанции, кстати, все то же осведомленное о делах на Кашагане агентство Bloomberg писало в октябре 2023-го, что консорциум уведомил правительство Казахстана о намерении оспорить штраф в международном арбитраже. Прошел год, и пока спор находится в казахстанской юрисдикции. Но вероятность его продолжения в суде за пределами республики есть. Если, конечно, правительство не удовлетворит абсурдные требования оператора, жертвуя интересами государства.

Александра Алёхова, фото NCOC и из личного архива Олжаса Байдильдинова