Работа вроде бы кипела. В июне 2024 года первый заместитель премьер-министра Роман Скляр провел заседание Совета по улучшению инвестиционного климата. Там с участием представителей международных организаций и компаний обсудили и разработку Цифрового кодекса.
«Казахстан также стремится быть ключевым участником нового Шелкового пути в цифровом мире. Основным документом в данном направлении станет Цифровой кодекс, в котором будут закреплены руководящие принципы цифровизации страны. Он позволит реализовать новые подходы к регулированию цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта, создать безопасную и комфортную цифровую среду для граждан и бизнеса», — сказано в итоговом сообщении на сайте правительства после той встречи.
Недавно проект кодекса наконец был презентован в мажилисе. Его не сильно освещали СМИ – вероятно, потому, что крайне специфичный. Но вот ITшники уже высказали свое мнение.
«... Качество законопроекта оставляет желать лучшего. Понимая это, выбрали формат без вопросов и ответов (во время презентации, — Авт.). Переход подобного документа из правительства в парламент – признак дисфункции контроля и фильтрации в госаппарате. При том, что на разработку потратили два года, около 300 тысяч долларов прямых и столько же косвенных затрат, по наполнению это школьный реферат», — написал в своем телеграм-канале экс-глава государственного холдинга «Зерде» Арман Абдрасилов.
Автор канала про стратегическое, регуляторное и политическое развитие информационных технологий в Центральной Азии даже уличил создателей проекта Цифрового кодекса в использовании искусственного интеллекта при работе над его нормами.
«Гордость разработчиков и самая важная статья - «Принципы регулирования отношений в цифровой среде» - на 90% оказалась текстом ChatGPT. Не стал себя расстраивать и проверять весь документ. Для эксперимента проверил свой последний пост - 0% от ChatGPT. Разработчики заявляют, что отказались от внесения изменений в другие Законы. Однако все используемые термины и определения противоречат действующему законодательству. Это приведет к изменениям с эффектом домино», — говорится в публикации Армана Абдрасилова.
Что идет в разрез с вышеупомянутым нами консультативным документом регуляторной политики. На каком этапе Цифровой кодекс было решено сделать оторванным от действующего законодательства – непонятно.
Со своим коллегой согласен и глава Интернет-Ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров. Он прокомментировал «Жаңғырған Отан» свои впечатления.
- Шавкат Умарович, в мажилис внесен проект Цифрового кодекса – документа, о необходимости принятия которого говорят с 2022 года как минимум, но работали с 2023 года. Вы видели этот документ? Какие впечатления?
- Первые – он содержит слишком много общих фраз и положений, то есть обо всем и ни о чем. На его разработку, насколько я помню, выделяли больше 100 млн тенге. Мне кажется, что конкурс выиграл Институт законодательства и правовой информации Министерства юстиции, который потом искал партнеров на рынке для создания продукта. По всей видимости, не нашел или нашел, но не тех. В последнее время у нас принимаются законы какие-то бессмысленные и с непонятными целями. Нехорошая тенденция.
- Может быть, целью принятия Цифрового кодекса было сокращение числа нормативных правовых актов в сфере ИКТ и цифровизации по примеру того же Социального кодекса, куда вошли сразу 4 закона на социальную тематику, утративших затем силу?
- Из текста проекта Цифрового кодекса не вытекает таких целей, он скорее будет дополнительным. Я полагаю, разрабатывался он только потому, что об этом было заявлено несколько лет назад. Сказано – принять, надо принять.
- У вас были какие-то ожидания на предмет содержимого кодекса, который будет верховенствовать в итоге над другими законами в IT-сфере?
- Не было, я даже считаю, что повестка дня в Казахстане такова, что для регулирования цифровой сферы действующих законов вполне достаточно. К тому же, эти законы конкретные, а представленный Цифровой кодекс – набор общих фраз.
- В июне 2024 года разработку Цифрового кодекса обсуждали в правительстве с участием представителей международных организаций. Было заявлено, что в нем будут закреплены руководящие принципы цифровизации страны. В представленном проекте это есть?
- Разве что в общих чертах. И до появления проекта этого документа я, например, не видел каких-то проблем с общей политикой и регуляторикой в цифровой среде. Потому что все, что касается персональных данных и их защиты, отражено в одноименном действующем законе. Информатизация и цифровые технологии отрегулированы Законом «Об информатизации». Вопросы развития связи и инфраструктуры охвачены Законом «О связи». Электронная торговля – Законом «О торговой деятельности». И так далее. В нормативно-правовом плане Казахстан достаточно хорошо позаботился обо всех сферах жизнедеятельности страны.
Если рассматривать принятие Цифрового кодекса как политического инструмента – такое очень даже может быть. Но тогда документ должен быть другого качества. В данном случае любые рассуждения о практическом КПД от будущего кодекса бесполезны. Нельзя ждать того, чего нет.
Александра Алёхова, фото Шавката Сабирова (авт. Катерина Малама/ digitalbusiness.kz) и из личного архива Армана Абдрасилова