- Мой план снизит цены на энергоносители вдвое или более в течение 12 месяцев после вступления в должность. Это будет экономическое возрождение нашей страны, которого еще никто не видел, — эти слова 47-го президента США после его победы на выборах стали самыми обсуждаемыми в нефтяном мире. И это не может не беспокоить Казахстан, зависящий от цен на энергоносители. "Жаңғырған Отан" спросил у известных аналитиков нефтегазовой отрасли, насколько реальны обещания Трампа, что именно он может предпринять для реализации своих слов, и как это отразится на Казахстане.
Притормозить Европу и Китай
По мнению известного казахстанского журналиста, аналитика, издателя журнала Petroleum Олега Червинского, мир действительно находится на пороге серьезных изменений цен на энергоносители.

- А какие практические действия, по-вашему, возможны, чтобы реализовать эти слова?
- Основной рычаг, о котором Трамп говорил в своей предвыборной программе, это упрощение получения разрешений на новое бурение на землях, принадлежащих федеральному правительству, и на Аляске. Тут надо понимать, что значительная доля нефти, получаемой в Америке, — это сланцевая нефть. Процесс ее добычи постоянно критикуется экологами, утверждающими, что он наносит вред окружающей среде. Предыдущая администрация демократов серьезно зажала нефтяников в этом вопросе. А Трамп обещает либерализацию. Соответственно, если будет упрощен процесс получения разрешений на новое бурение, новые скважины дадут новые объемы. Это, во-первых.
Во-вторых, если Трамп, как обещал, введет заградительные пошлины против продукции из Китая и Европы, это притормозит их экономический рост, что повлечет снижение спроса на нефть. А при растущем предложении на сниженном спросе цены будут падать. Звучат контраргументы, что в случае активных действий Трампа пострадают, якобы, и сами американские компании. Но технологии добычи сланцевой нефти и нефтесланцевых песков из года в год шагают вперед, развиваются и удешевляют этот процесс. Поэтому я думаю, что американские нефтяники будут прекрасно себя чувствовать и при ценах в 50-60 долларов за баррель, чего не скажешь о других странах, которым нужно бурить глубокие скважины или делать это в Арктике (если речь идет о России), или на шельфе (когда речь идет о Казахстане).

- Какими будут последствия для Казахстана, который уже с головой нырнул в бюджетный кризис и при более высоких ценах на нефть?
- Вопрос риторический, потому что последствия будут очень тяжелыми. Буквально недавно правительство подготовило прогноз социально-экономического развития на ближайшие годы, где была заложена цена нефти 75 долларов за баррель. Если даже благодаря усилиям Трампа она снизится до 60-70, не загадываем, что до 40, то, естественно, бюджетный дефицит в Казахстане вырастет, ведь нефтянка дает 1/3 всех поступлений в бюджет.
У правительства под рукой есть Нацфонд, откуда успешно уже много лет черпаются ресурсы. По последним данным, за 9 месяцев 2024 года из Нацфонда было изъято больше денег, чем туда поступило, то есть кубышка худеет. А если нефть действительно упадет пусть даже не в два раза, а хотя бы на треть, это потянет за собой урезание социальных программ, бюджетных расходов, и всем казахстанцам придется затянуть пояса.
Хотя с другой стороны, как показывает опыт не только Казахстана, но и многих других нефтедобывающих стран, при падении цен на энергоносители правительство начинает реформировать экономику – избавляется от неэффективных предприятий через приватизацию, уменьшает государственное влияние на экономику, сокращает расходы на бюрократический аппарат. То есть идет либерализация экономики, дающая больше свободы частному бизнесу. А как только цена на нефть подрастает до благополучных показателей, правительство расслабляется и начинает самозабвенно распределять бюджет.
Инструмент Трампа – не мешать работать
Директор Energy Analytics Абзал Нарымбетов склонен считать, что до 40 долларов за баррель нефть при Трампе, скорее всего, не упадет, потому что нет значительных объемов перепроизводства или значительного снижения потребления.

По его мнению, за последние 4 года руководство США, даже администрация Байдена, ярого сторонника зеленой энергетики, допускала и не пресекала ежегодный рост добычи.
- То есть в целом политика США направлена на противостояние ограничениям по добыче нефти. Только ОПЕК+ пока еще искусственно удерживает объемы для контроля за ценами. Но после вступления Трампа в должность нефть "упадет" и будет держаться в диапазоне 60-70 долларов за баррель. Самый худший вариант, который я ожидаю, это 50 долларов, но никак не заявленные Трампом 40. 40 долларов в 2024 году и 40 долларов 10-летней давности – это разные 40 долларов. Сейчас такая цена на нефть будет еще болезненней для нефтяного рынка, чем в 2014 году.
Я допускаю, что сейчас из-за возможного перепроизводства и политики новой администрации, которая наверняка будет меньше форсировать зеленую энергетику, а даст больше свободы нефтегазу, скорее всего цены не будут расти, а удержатся в диапазоне 50-70 долларов.
- Через какие инструменты, по-вашему, Трамп будет ронять цены?
- Не думаю, что у новой администрации есть четкий план. Трамп уже был президентом, и с 2016 по 2020 годы он просто не мешал развитию нефтегазового сектора, это и был его инструмент. Не будем забывать, что у Дональда Трампа зачастую популистские подходы – он любит говорить то, что американцы хотят слышать. Так что при Трампе рыночные цены на нефть будут формировать спрос и предложение.
- Насколько критичным должно быть падение цен, чтобы это было болезненно для Казахстана?

В 2024 году был рекордный дефицит бюджета и рекордные трансферты из Нацфонда. В целом за годы независимости у нас только трижды был профицит бюджета. Значит, сейчас нужно задавать вопросы не о том, насколько падение цен на энергоносители будет болезненным для страны, а насколько качественно государство планирует бюджет. Изначально ставить ориентиром самый оптимистичный вариант и рассчитывать на идеальное стечение обстоятельств – плохая идея. Планирование должно начинаться с управления рисками и закладывания самых пессимистичных сценариев.
Кроме того, не исключен и второй фактор, влияющий на бюджетный дефицит Казахстана – насколько реально исполнение наших планов по добыче. И за последние 3 года Казахстан систематически не укладывается в свои же планы. Это тоже свидетельство плохого планирования.
К сожалению, ежегодно в лучших традициях плановой экономики ставятся максимально оптимистичные цели по добыче и по мировым ценам. Когда падает и то, и другое, начинается покрытие дефицита бюджета трансфертами из Нацфонда либо незаметными девальвациями, которые на самом деле всем очевидны, но никто не осмеливается говорить об этом вслух. И это будет продолжаться.
С другой стороны, снижение цен на нефть должно встряхнуть госмашину для реальных действий по диверсификации экономики. Напомню, Основные свои реформы за время независимости Казахстан сделал именно при низких ценах на нефть - 1997-1999, 2009, 2014 годы. Если в 2025 году произойдет значительное снижение цен на нефть, это, вероятно, подтолкнет Казахстан к реформам.
В целом есть опыт Норвегии и других стран, не зависящих сейчас от цен на нефть. Его нужно перенимать, чтобы доля нефти и газа в бюджете была минимальной. Нам не хватило 30 лет, но диверсифицироваться все равно придется. 20% ВВП, зависящего от нефтегазовой индустрии, половина бюджета, состоящего из нефтедоходов и 60% экспортной выручки от нефти и газа – при таких показателях мы всегда будем испытывать шок от любых колебаний нефтяных цен на рынке.
Александра Алёхова, фото kmg.kz и из личного архива Олега Червинского и Абзала Нарымбетова