7 ноября 2024

«Талап, еңбек, терең ой, қанағат, рақым — ойлап қой: бес асыл іс — көнсеңіз» – Абай Құнанбайұлы.

USD

509.51 KZT

EUR

570.6 KZT

RUB

6.3 KZT

7 ноября 2024

«Талап, еңбек, терең ой, қанағат, рақым — ойлап қой: бес асыл іс — көнсеңіз» – Абай Құнанбайұлы.

USD

509.51 KZT

EUR

570.6 KZT

RUB

6.3 KZT

Республиканский бюджет 2024 года официально уменьшили

27 ноября 2024
Республиканский бюджет 2024 года официально уменьшили
Мажилис принял поправки в закон "О республиканском бюджете на 2024-2026 годы". Изменения касаются только параметров бюджета текущего года: правительство сокращает доходы и увеличивает трансферты из Национального фонда.

Заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Нурлан Байбазаров отметил, что прогнозные значения макроэкономического развития остались неизменными. Правительство не пересматривает ни показатели по темпам роста экономики, ни по уровню инфляции, ни даже заложенные в расчеты цену на нефть и расчетный курс пары тенге-доллар.

"По итогам 10 месяцев текущего года средняя цена на нефть сложилась на уровне 80,5 долларов за баррель, среднегодовой курс составил 461,4 тенге за доллар. Соответственно, исходные ключевые макроэкономические параметры на 2024 год сохранены на прежнем уровне: цена на нефть – 80 долларов за баррель, расчетный курс – 460 тенге за доллар. Инфляция сохранена в коридоре 6-8%", — сказал Байбазаров.

Сокращается доходная часть республиканского бюджета – на 2 трлн тенге, поскольку государственная казна недополучает весьма существенный объем налогов. Глава минэкономики объяснил эти потери в первую очередь, уменьшением добычи нефти на 5,1 млн тонн по ТОО "Тенгизшевройл" "в связи с отсрочкой запуска проекта будущего расширения на 2025 год". Также на недобор доходов бюджета повлияли увеличение сумм возврата НДС в текущем году, снижение внешнеторгового оборота.

"Основное снижение приходится на КПН, НДС и экспортную таможенную пошлину на нефть. Эти налоги занимают наибольший удельный вес в налоговых поступлениях в бюджет: доля НДС – 45,9%, КПН – 29% и экспортной таможенной пошлины на нефть – 10,8%. КПН прогнозируется с уменьшением против утвержденного плана на 1,1 трлн тенге. На это повлияло снижение цен на определенные виды металлов, сокращение объемов добычи и производства по отдельным крупным предприятиям, уплата платежей текущего года авансом в прошлом году. По НДС прогнозируется снижение поступлений против утвержденного плана на 1,5 трлн тенге, за счет увеличения возврата НДС из бюджета на 595 млрд тенге, снижения объема импорта на 8,3% и уточнения расчетов по факту поступлений за 9 месяцев текущего года. По экспортной таможенной пошлине на нефть ожидается снижение поступлений на 266 млрд тенге за счет снижения добычи нефти с 95,4 до 90,3 млн тонн", — перечислил Байбазаров.

Расходную часть бюджета при этом не пересматривают – она остается в объеме 24,0 трлн тенге. Дефицит будет пополнен за счет займов и дополнительного привлечения целевого трансферта из Национального фонда в сумме 2 трлн тенге и направит их на поддержание уровня регионального роста и финансирование социально значимых и стратегически важных инфраструктурных проектов в условиях рисков снижения темпов роста ВВП. В целом, за 2024 год правительство забирает из Нацфонда 5,6 трлн тенге. Чем весьма недоволен монетарный регулятор страны.

"Бюджет значительно опирается на трансферты из Национального фонда. Как результат – ненефтяной дефицит остается высоким. Напомню, что эта важная для Казахстана метрика сбалансированности государственных финансов. В текущем году объем прямых трансфертов из Нацфонда составит 5,6 трлн тенге, а общее изъятие средств превысит 6 трлн тенге. В итоге баланс поступлений и изъятий средств Нацфонда остается отрицательным – изъятия превышают поступления. Этот серьезный проинфляционный фактор не дает нам возможности быстрее смягчать монетарную политику, делать базовую ставку ниже, а значит и ставку по кредитам банков, в т.ч. для бизнеса", — констатировал в ходе пленарного заседания председатель Национального банка Тимур Сулейменов.

Он напомнил, что важно использовать "новый Налоговый кодекс как инструмент для принятия системных мер по повышению ненефтяных доходов республиканского бюджета и балансировки бюджета государства".

Ситуация с Нацфондом стала одной из ключевых тем в обсуждении поправок в бюджет. Депутаты обеспокоены наращиванием объемов трансфертов, а также дополнительными разовыми изъятиями – официально в целях покупки акций национальных компаний, по факту же эти деньги также пополняют бюджет. Председатель Нацбанка разделяет и беспокойство, и предлагает ограничивать такие возможности.

"В 2023 году за счет средств Нацфонда были приобретены акции КМГ на 1,3 трлн тенге. Действительно, это было связано с фискальными проблемами. Тем не менее, просто по факту хотелось бы подчеркнуть, что, да, это инвестиции. Сейчас этот пакет стоит где-то 1,7 трлн, то есть 400 млрд тенге это принесло доход Национальному фонду в тенговом портфеле. Это неплохо. В июле этого года по схожим основаниям были приобретены акции Казатомпрома, там 467 млрд. Казатомпром тоже неплохо работает, его акции котируются, сейчас это оценивается в 600 млрд. Да, это, наверное, не совсем стабильные инструменты и ими не надо пользоваться, но тем не менее, две эти инвестиции, которые были сделаны по акциям, они Национальному фонду принесли доход. Но как системный инструмент его использовать нет необходимости", — заявил Сулейменов.

После часового обсуждения корректировки бюджета депутаты поддержали. Впрочем, председатель мажилиса Ерлан Кошанов предупредил представителей правительства: поскольку системность проблем, недостаток собственных доходов, неэффективность экономических решений и усиливающаяся зависимость бюджета от займов и трансфертов депутатов беспокоит. Поэтому мажилисмены намерены вновь вернуться к системности проблем уже весной 2025 года, при рассмотрении отчета правительства об исполнении бюджета страны.

Арина Александрова, фото parlam.kz, primeminister.kz и Нацбанка