Вклад сельского хозяйства в ВВП страны остается низким – в среднем около 5%. Причины такого состояния отрасли неизменны на протяжении всех лет независимости страны – это низкая производительность, медленные темпы роста орошаемых земель, неэффективное водопользование, слабое развитие транспортно-логистической инфраструктуры, недостаточная материально-техническая оснащенность и другое. Именно для решения этих проблем и предназначены выделяемые из бюджета страны субсидии.
Причем выделяется немало: за 5 лет из бюджета на субсидирование выделено около 2 трлн тенге. По результатам аудита выявлены 142 млрд тенге неэффективного планирования и использования бюджетных средств, 2 млрд тенге финансовых нарушений. Экономические потери и упущенная выгода оценочно составили 5 млрд тенге. В бюджет возмещено и восстановлено почти 2 млрд тенге. По 4 фактам материалы переданы в правоохранительные органы, 322 материала направлены для привлечения к административной ответственности.
ВАП выделил несколько ключевых причин. Первая – это недостатки стратегического планирования и отсутствие преемственности в развитии отрасли. Смаилов отметил, что за последние 10 лет Министерством сельского хозяйства принималось несколько программных документов, большинство из которых не были доведены до логического завершения.
"Все они ставились на утрату досрочно, на середине пути их реализации. Постоянно менялись приоритеты. Это препятствовало построению эффективной системы государственной поддержки отрасли. А искаженные статистические данные оказали негативное влияние выстраиванию четких ориентиров. Как результат, отдельные целевые индикаторы были признаны чрезмерно амбициозными и в конце скорректированы в сторону снижения. Но даже это не позволило обеспечить успешную реализацию более 40% целевых индикаторов Концепции развития АПК", — констатировал Смаилов.
Виды и направления субсидий, механизмы их предоставления тоже постоянно меняются. За последние пять лет в правила субсидирования внесено более 70 изменений. При этом сами правила в отдельных случаях принимались с задержкой. К примеру, правила по субсидированию увеличения доли переработки отечественной сельскохозяйственной продукции, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не принимаются в течение последних пяти лет.
"Это следствие непроработанности подходов к субсидированию на момент выдвижения данных инициатив. В таких условиях сельхозтоваропроизводителям требуется немало усилий для адаптации к новшествам. Это справедливо порождает недоверие к мерам господдержки", — отметил глава ВАП.
При этом объемы субсидирования в финансовом выражении растут ежегодно. Но, как считает госаудит, эти деньги распыляются. Сегодня по 17 направлениям предоставляются 67 видов субсидий, однако их эффективность остается незначительной. Из-за такой распыленности по некоторым направлениям поддержки потребности субсидирования в целом недофинансированы в 2 раза. Отмечено долгое – до 2 лет – ожидание исполнения по большинству заявок на выплату субсидий.
Отсутствует оценка получателей. Все это, по оценкам ВАП, привело к выплате 5 млрд тенге субсидий более 2,5 тыс. субъектов, которые прекратили свою деятельность до или после получения субсидий. А почти 3 тыс. получателей субсидий на 5,4 млрд тенге и вовсе не являлись субъектами АПК.
При этом государство, по сути, просто раздает деньги фермерам (и не всегда только им), не требуя ничего взамен. Поэтому большинством получателей субсидий такие меры поддержки расцениваются как обязанность государства по компенсации затрат аграриев, без ориентира на конечный результат. Фактически, выплата субсидий приобрела «социальный» характер. Смаилов напомнил, что необходимость встречных обязательств была заложена в Концепции развития АПК с их внедрением с 2022 года. По факту они предусмотрены только по 4 направлениям субсидий из 17.
"Встречные обязательства должны быть четкими, легко контролируемыми индикативами и показывать результативность субсидий. В первую очередь, они должны приводить к повышению производительности, обеспечению продовольственной безопасности. Но текущие подходы к определению встречных обязательств этого не обеспечивают. Не выстроен алгоритм верификации их исполнения. Формы отчетности, подтверждающие факт исполнения обязательств, отсутствуют по 15 направлениям субсидий", — рассказал глава ВАП.
Он подчеркнул, что проведенный Высшей аудиторской палатой анализ государственных мер по развитию сельского хозяйства дает четкое представление о необходимости перенаправления неэффективной господдержки с "социального" аспекта на стимулирующие меры по развитию производства.
"Нужно пересмотреть перечень субсидий, максимизировав эффект от выделяемых средств, которые направлены на реализацию стратегических документов отрасли. Субсидии должны создавать стимулы для повышения продуктивности и внедрения передовых агротехнологий. Очевидно, что необходимо расширять возможности кредитования субъектов отрасли, страхования и других инструментов поддержки. К примеру, предоставлять гарантии со стороны государственных институтов развития при отсутствии или недостаточности залогового имущества у фермера. Требуется ускорить введение платформы «Gosagro.kz» в промышленную эксплуатацию с расширением интеграции с другими государственными системами. Эффект в виде прозрачности распределения субсидий и снижения бюрократической нагрузки благодаря цифровизации очевиден", — считает Смаилов.
Отметим, что при этом на сегодняшний день в секторе АПК есть долги государства по предусмотренным субсидиям сельхозпроизводителям. По официальным данным, дополнительная потребность в субсидировании составляет 256,8 млрд тенге, в том числе: в растениеводстве – 95,3 млрд, в животноводстве – 43,5 млрд, финансовые инструменты – 118 млрд тенге. Сформирован "лист ожидания", в который сегодня включены одобренные заявки фермеров на сумму 194,8 млрд тенге.
В планах правительства – увеличить размеры поддержки сельскохозяйственной отрасли по всем направлениям в 2025 году до 1 трлн тенге.
Арина Александрова, фото gov.kz, и pixabay.com