- В пятницу главой государства дано поручение организовать через "Продкорпорацию" закуп зерна у фермеров в объемах, достаточных для удержания приемлемых цен на рынке. Сегодня "Продкорпорацией" будут объявлены цены закупа (см. таблицу ниже - Ред.), из резерва правительства на эти цели планируется выделение 10 млрд тенге, за счет которых предполагается приобрести порядка первых 155 тысяч тонн, а дальше уже по ходу, наверное, завтра на заседании правительства будет рассматриваться, будем закупать, — сказал глава Минсельхоза Айдарбек Сапаров.
Зампредседателя мажилиса Альберт Рау уточнил у него, а сколько вообще "Продкорпорация" собиралась закупить у фермеров до пятничного поручения главы государства, и что дадут эти 155 тысяч тонн для движения по рынку?
На что министр сельского хозяйства ответил – уже объявлен форвардный закуп, и прошлогодние пролонгации, с урожая 2024 года "Продкорпорация" забирает 1,2 млн тонн зерна, а 155 тысяч тонн – это отдельно.
- Сегодня объявим закуп и начнем закупать по мере выделения финансирования. И по мере реализации зерна "Продкорпорацией", дополнительно прямой закуп запустим, то есть пойдет револьверным путем, — уточнил министр сельского хозяйства.
По его словам, также при содействии "Продкорпорации" консолидируются партии зерна фермеров для исполнения крупных контрактов, которые они находят сами. И привел в пример 5 экспортных контрактов на сумму 20 млн долларов.
Довольно любопытной для аграриев является информация Минсельхоза о том, что на стадии принятия находятся правила субсидирования затрат на перевозку зерна.
- Данный вид субсидий позволит снизить расходы на перевозку до портов Черного моря, Балтики, до территории Юго-Восточной Азии и так далее. Тем самым наше зерно станет конкурентоспособным на рынках Европы, Африки, Кавказа и других перспективных рынках. Принятие правил ожидаем в ближайшее время, почти все министерства согласовали, пару министерств осталось. Я думаю, на этой неделе мы решим все эти вопросы, — уточнил Айдарбек Сапаров.
Отдельно министр сельского хозяйства высказался по поводу пролонгации кредитов для фермеров. Этот вопрос активно поднимают как сами аграрии, так и депутаты. И глава Минсельхоза сказал, что массовой пролонгации кредитов не будет, будет индивидуальный подход к каждому фермеру.
- Потому что мы уже третий год пролонгируем, деньги бюджетные, надо возвращать, и будем рассматривать каждого по отдельности. Уже поступили обращения от 119 фермеров на сумму займов более 5,1 млрд тенге, — добавил Сапаров.
К удивлению депутатов на заседании выяснилось, что запущенная в 2024 году программа льготного кредитования сельского хозяйства под 5% "чистыми" без каких-либо субсидий в регионах вообще "не зашла".
- Финансирование под 5% есть, даже не осваиваем эти деньги на сегодня. Некоторые области даже через СПК не стали брать. Но когда мы правила закроем, весенне-полевые работы субсидировать не будем, тогда начнут, наверное, брать финансирование, — уточнил министр, отметив, что дополнительные потребности в субсидировании в 2024 году составляют 256 млрд тенге по данным акиматов, а в листе ожидания только 194 млрд тенге. Из них, по словам министра, 118 млрд тенге – это процентные ставки.
Депутат Серик Егизбаев спросил у представителей госорганов, как решается вопрос касательно взаимозачетов между фермерством и государством по долгам? И поскольку в 2024 году перед зернопроизводителями встал главный вопрос о сбыте выращенного урожая в связи с сокращением экспорта, первый зампредседателя правления холдинга "Байтерек" Нурболат Айдапкелов понял слова депутата как предложение принимать у фермеров зерно вместо денег в счет долгов.
- К сожалению, на сегодня это невозможно, потому что мы выдаем деньгами. Эти деньги мы занимаем – часть государство в виде бюджетного кредита выдает, часть мы на рынке занимаем, и за счет субсидирования ставки вознаграждения выдаем конечному получателю. Этот обратный механизм – мы должны также вернуть деньгами. Поэтому есть сложность. Там есть сроки, то есть мы сейчас должны там по купонному вознаграждению, то же самое – частично бюджетный кредит сейчас должны возвращать. То есть если мы завтра спишем эти моменты, кто нам это возместит? Фермер должен нам вернуть деньгами. А у него денег нет, насколько мы понимаем, у него зерно есть. Он не может продать, он может, наверное, только зерном рассчитаться, правильно? Что мы будем с этим зерном делать? Как мы свои средства вернем? Вопрос же в этом, — пояснил представитель "Байтерека".
Уже в кулуарах после этого заседания заместитель премьер-министр Серик Жумангарин прокомментировал журналистам про "больную мозоль" в виде постоянно субсидирования сельхозпроизводства:
"Из года в год повторяющаяся ситуация. Почему? В этом году мы дали субсидии на сумму 1 млрд долларов, 453 млрд тенге. Этого никогда не было, хотя 10 лет назад начинали со 100 млрд тенге. Это бесконечно может продолжаться. Со следующего года не будем давать денежные субсидии. Вчера дал президент поручение, чтобы давали фермерам кредиты не более 5%".
Он также высказался и о проблеме гниющего зерна на полях под снегом, заверив, что это не смертельно, и правительство оперативно решает возникающие сложности. Между тем, жалобы фермеров на то, что им негде хранить зерно, а элеваторы заполнены, появились еще в начале ноября. То есть более двух недель назад.
То есть вроде и гордиться есть чем – в 2024 году урожай зерновых культур в Казахстане достиг рекордных за последние годы 26,5 млн тонн в бункерном весе, и поводов для переживаний хоть отбавляй – по данным вице-министра торговли и интеграции Кайрата Торебаева, озвученным 23 октября на заседании правительства, за 8 месяцев 2024 года Казахстан экспортировал почти на 40% пшеницы меньше, чем в 2023-м.
"Жаңғырған Отан" поинтересовался у аграрного консультанта Кирилла Павлова об эффективности принимаемых мер, адекватности закупочных цен на зерно "Продкорпорацией".
- В этом году была повышенная себестоимость, но и хороший урожай у многих. Не у всех, конечно же. Предлагаемые цены в прошлом году были бы на уровне себестоимости, а в этом году нет. В Украине за 5-й класс пшеницы предлагают 200 долларов, в Казахстане значительно дешевле. Со сбытом реально из года в год проблемы, об этом уже много лет говорят. Нам нужна переработка, в том числе глубокая переработка. Но сбыт зерна – пока основной вопрос. Обещали новые рынки, потому что объемы собранного урожая большие, и хватит ли мощностей хранить их – у меня есть сомнения. Все очень сложно, — резюмировал Павлов.
Александра Алёхова, фото.gov.kz, fcc.kz, pixabay.com и из личного архива Кирилла Павлова