7 ноября 2024

«Государство – это не кто-то отдельно, это мы все» — Франклин Делано Рузвельт.

USD

503.05 KZT

EUR

542.99 KZT

RUB

5.98 KZT

7 ноября 2024

«Государство – это не кто-то отдельно, это мы все» — Франклин Делано Рузвельт.

USD

503.05 KZT

EUR

542.99 KZT

RUB

5.98 KZT

Как будет развиваться Казахстан в ближайшие пять лет

8 августа 2024
Как будет развиваться Казахстан в ближайшие пять лет
Президент Касым-Жомарт Токаев своим указом утвердил Национальный план развития Республики Казахстан до 2029 года. Такими документами традиционно определяется "генеральная линия" всех последующих действий в экономике, политике, социальной сфере. Нынешний план утверждает следующее:

"Качественной составляющей экономического роста станет кратное увеличение инвестиций в основной капитал и производительности труда, сопровождающееся увеличением выпуска товаров верхнего и среднего переделов. В сочетании с устойчивым использованием ресурсов и защитой окружающей среды, а также дальнейшим улучшением системы правосудия и правоохранительных органов инициативы государства будут направлены на повышение благосостояния населения и построение инклюзивного общества путем создания равных возможностей для каждого гражданина".

Сырьевой сектор остается приоритетом

Несмотря на все программы, реализованные ранее, Казахстан по-прежнему сохраняет зависимость от сырьевых доходов. Официально в плане приведены такие данные: по итогам 2022 года валовая добавленная стоимость (ВДС) нефтегазовой отрасли составила 11% ВВП, при этом доля сектора в общем экспорте товаров превышает 50%, в чистом притоке инвестиций - почти 40%. При этом, даже с учетом модернизации производств на крупных месторождениях, пиковый уровень добычи составит 104 млн тонн до 2030 года. Основное снижение добычи прогнозируется по Кашагану: еще в 2021 году его ожидаемый объем пиковой добычи сократился на 40% относительно прогноза 2017 года. А по ряду крупнейших компаний группы АО НК "КазМунайГаз" ожидается снижение добычи на 15-30% к 2030 году.

О чем документ умалчивает, так это о том, что на протяжении 15 лет бюджет страны не обходится без нефтедолларовых вливаний из Национального фонда. В последние годы размеры привлекаемых трансфертов (гарантированного и целевого) составляют около 4 трлн тенге в год, кроме того, порядка триллиона тенге привлекается через схему облигационных займов (покупка акций национальных компаний нацфондом). В 2023 году таким образом было привлечено более 1 трлн под покупку акций "КазМунайГаз". В 2024-м уже привлечено 467,4 млрд тенге под акции "Казатомпром".
Отказываться от нефтегазового сектора, разумеется, никто не планирует. Отрасль останется значимой составляющей экономики Казахстана, тем более, что объемы добычи нефти, производство товарного газа планируется только наращивать. Основная ставка делается на проект расширения на Тенгизе (проект будущего расширения, проект управления устьевым давлением) и Карачаганаке (увеличение обратной закачки газа). По Кашагану ситуация явно сложнее, чем известно обществу, но в плане отмечено о рисках "задержки или заморозки проекта освоения на Кашагане".

Конечно, есть надежды и на открытие новых месторождений, в планах есть даже перспектива пересмотра фискального режима в отношении операторов, осуществляющих поисковые работы по углеводородному сырью. Тем самым, расчет делается и на активизацию геологоразведки, и на стимулирование роста добычи в дальнейшем. Есть планы и по наращиванию экспорта нефти.
При этом внутри страны также продолжится рост спроса на нефтепродукты и на газ. В среднесрочной перспективе планируется поэтапно выйти на безубыточность поставок газа на внутреннем рынке, и усилить контроль за спросом на энергоносители. При этом цены на газ и нефтепродукты будут постепенно повышаться, но при этом будет внедрен механизм их адресного субсидирования. Деталей о механизме не сообщается.
Горно-металлургический комплекс, на долю которого приходится больше четверти всего экспорта Казахстана, также ориентируется в развитии на геологоразведку, поиск и разработку новых месторождений, наращивание выпуска продукции более высоких переделов. План предусматривает проведение специального исследования по поиску оптимальной фискальной модели, для повышения инвестиционной привлекательности сектора, с тем, чтобы не уменьшить объем текущих налоговых поступлений.

Энергетический сектор: доступность и безопасность

Этот сектор, согласно плану, должен базироваться на трех ключевых составляющих – энергобезопасность, углеродная нейтральность, баланс между доступностью электроэнергии и необходимостью привлечения инвестиций. По всем трем имеются вызовы, включая дефицит электроэнергии и высокую изношенность энергетической инфраструктуры, высокую энергоемкость экономики, а также недостаточную инвестиционную привлекательность отрасли.

В 2023 году разница между производством и потреблением электроэнергии в стране составила 2,2 млрд кВтч. Более того, согласно прогнозному балансу электрической энергии, этот разрыв увеличится и в 2029 году составит 6,9 млрд кВтч. При этом износ инфраструктуры крайне высок: доля электростанций старше 30 лет составляет 56%, а средний износ электросетей - 74%, что наряду с повышением аварийности приводит к значительным потерям при распределении энергии, уровень которой достигает 14%.

Энергоемкость экономики Казахстана превышает среднемировые показатели и показатели развивающихся стран на 65% и 14% соответственно. При этом значительная доля традиционных источников в генерации электроэнергии приводит к высокому уровню выбросов парниковых газов, в связи с чем Казахстан входит в топ-5 стран в мире по углеродным выбросам относительно ВВП и углеродным выбросам на душу населения.
Тарифы на электроэнергию в стране одни из самых низких в мире как в абсолютном значении, так и в качестве доли в затратах домохозяйств - на уровне 3,5 - 4,9 цента США на кВтч для населения и промышленности. Этого уровня недостаточно для привлечения значительных инвестиций во ввод новых мощностей, модернизацию инфраструктуры и энергопереход.

Поэтому во главу угла поставлена модернизация и расширение инфраструктуры, с тем, чтобы снизить износ генерирующих мощностей. Одновременно предусмотрено увеличение доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергетическом балансе. Поддерживающими инструментами должно стать введение специальных обязательств по доле электроэнергии из ВИЭ в общем потреблении производств, а также механизмы продажи ВИЭ для производственных компаний с собственной генерацией (по примерам Индии и Швеции).
Для модернизации и развития инфраструктуры, ввода «зеленой» генерации предполагается принятие мер по улучшению привлекательности сектора для инвесторов. В частности, будут обеспечена предсказуемость условий для планирования инвестиционного цикла и повышена рентабельность проектов генерации и инфраструктуры.

Создание предсказуемых и прозрачных условий для инвесторов через долгосрочное планирование мощностей, гарантии закупа и доступа к сети.
Рентабельность инвестиций планируется увеличивать через изменение тарифообразования. В рамках развития программы "Тариф в обмен на инвестиции" предусмотрен переход от затратного к стимулирующему тарифному регулированию, от утверждения индивидуальных тарифов к определению предельных цен, а также усовершенствование процедур формирования тарифов. При этом изменение тарифов, необходимое для модернизации отрасли, будет носить поэтапный и прогнозируемый характер. А чтобы население не почувствовало резкого роста – должны быть предусмотрены механизмы адресной поддержки уязвимых слоев населения.

Арина Александрова, иллюстрация сгенерирована нейросетью