Поручение президента об изъятии неиспользуемых или выданных с нарушением закона сельскохозяйственных земель придало новый импульс работе инспекторов Комитета по управлению земельными ресурсами Минсельхоза. Глава государства заявил тогда, что земля должна служить эффективному собственнику, а не «числиться в активах» отдельных лиц. По разным оценкам таких земель в Казахстане было более 10 млн га в 2022 году.

Это значит, что по всем этим участкам были проведены многоэтапные процедуры изъятия. Дело это действительно небыстрое. Сначала инспектор должен выявить, что земля используется как положено. Как правило, это делается без выезда на место с помощью космомониторинга, а хозяин участка получает уведомление об устранении нарушения. При этом никакой ответственности гражданин не несет.
Но если это уведомление не исполняется, происходит выезд на место и оформление предписания: устранить все в течение года. И тогда уже наступает административная ответственность. Инспекторы констатируют, что в основном еще на стадии уведомления люди добровольно возвращают землю, чтобы не платить штраф. Но есть те, кто идут до конца.
Дальше землепользователь, чье предписание считается неисполненным, должен заплатить налог на неиспользуемые участки в 20-кратном размере! А следующим этапом – контрольная проверка и иск в суд о принудительном изъятии.
Как заявил Темиржанов, почти 5 млн гектаров из возвращенных земель переданы местным акиматам для нужд населения, в том числе 1,9 млн гектаров выделено для пастбищ, а 3 млн гектаров предоставлены землепользователям на конкурсной основе. Глава комитета отметил, что эти меры позволили улучшить ситуацию с нехваткой пастбищ и вовлечь в оборот ранее неиспользуемые земли.
Но у этой бравой статистики, как оказалось, есть и другая сторона. Сенатор Андрей Лукин потребовал «ужесточить контроль за процессами изъятия земельных участков». Нередки случаи, когда инспекторы действуют предвзято.

Одновременно с этим в отношении ТОО «CEO Group» инспекторы в той же ВКО действовали куда более принципиально. Здесь уже даже начали разрабатывать участок и подготовили все документы, но предписание так и не было снято без внятного объяснения. «Более того, департамент даже не провел заслушивание, лишив предпринимателя возможности представить свою позицию», — заявил Лукин.
Землепользователи вынуждены идти в суд, чтобы отстаивать свою правоту. Есть примеры признания судом незаконными предписаний, выданных в Северо-Казахстанской, Алматинской, Павлодарской областях.
Андрей Лукин заявил о бездействии отдельных должностных лиц и отметил, что «требуется срочное вмешательство и принятие системных мер». В предлагаемых им мерах, впрочем, ничего нового нет: обеспечить законность проверок, ужесточить контроль и повысить кадровую ответственность.
Между тем, на данный момент в Казахстане 1 299 физических и 612 юридических лиц владеют земельными участками, которые по площади значительно превышают допустимые законом. Как известно, физлица не могут оформлять более 35 тыс. гектаров земли, а юрлица — более 51 тыс. гектаров. Но, например, в Костанайской области есть юрлицо, которое располагает земельными участками общей площадью 177,8 тыс. га, из которых 116,4 тыс. — пахотные земли, а 57,4 тыс. — пастбища. Как пояснили в Минсельхозе, все эти землевладельцы получили участки до принятия законодательного ограничения.
Бахыт Нуржанова, фото primeminister.kz, senate.parlam.kz и mazhilis.parlam.kz