Например, правительство предлагает убрать из гарантированного объема бесплатной медпомощи (ГОБМП) услуги поликлиник, переведя всю первичную медико-санитарная помощь в пакет ОСМС. Но эта поправка, как говорится, не прошла. Всем, даже незастрахованным, будут доступны услуги по профилактике, диагностике и лечению социально значимых заболеваний.
То есть люди, которые имеют такие заболевания, как туберкулез, ВИЧ, злокачественные новообразования, хронические вирусные гепатиты, цирроз печени, психические, поведенческие расстройства, острый инфаркт миокарда, инсульты, аутоиммунные заболевания, эпилепсия будут гарантированно бесплатно получать весь объем медпомощи. Ну и кроме того, в пакете ГОБМП сохраняется базовая медпомощь при первичном обращении в поликлинику.
Очевидно, что главная задача Минздрава в процессе разработки этого законопроекта заключалась в значительном сокращении объема ГОБМП с передачей этих услуг в ОСМС. И у ведомства это, в общем-то, получилось. Глава Минздрава обмолвилась, что таким образом они смогут «высвободить» 130 миллиардов тенге в год! Выходит, что теперь практически все в казахстанском здравоохранении будет проходить через ФОМС. И в этом большие риски.- Врачи жалуются на низкие тарифы и бюрократию, — заявил депутат Ерлан Саиров, — например, тариф ОСМС на операцию на аппендицит составляет 165 тысяч тенге. Внутри это суммы рассчитан каждый шаг. Даже если операция прошла успешно, ФОМС все равно отдирает определенную часть денег и не выплачивать всю сумму. Мало того, врачи вынуждены считать, сводить. В Германии такая операция стоит 7 тысяч евро и никакой бюрократии!- Да, сегодня рядовые врачи знают наизусть все тарифы, этого не должно быть, врачи должны лечить, — согласилась с ним глава Минздрава Акмарал Альназарова, — в прошлом году мы поэтапно пошли на увеличение тарифов, в частности в службе родовспоможения. И это дало определенный эффект. Все организации в службе по итогам 2024 года вышли из многолетних долгов, а кроме того, это дало нам снижение перинатальной и младенческой смертности. И мы продолжим увеличивать тарифы. И да, мы планируем пересмотреть механизм и оплаты, и мониторинга так называемой линейной шкалы по каждому виду услуг, чтобы избежать такой бюрократии.
И раз тенденция такова, что основной объем медпомощи теперь будет только через систему медстрахования, актуализируются вопросы пополнения ФОМС и социальной справедливости в целом.
Однако, поправка о том, чтобы поднять верхнее ограничение на доход работников, с которого удерживаются взносы в фонд, до 50 минимальных зарплат, тоже не прошла. Депутаты предложили компромиссную планку в размере 20 МЗП для работников и 40 МЗП для работодателей. В 2025 году МЗП в Казахстане – 85 тысяч тенге, а действующее верхнее ограничение на доход – 10 МЗП, или 850 тысяч тенге. Получается, что теперь максимальная сумма, с которой будут удерживать взносы в фонд медстрахования, составит 1 700 000 тенге. В правительстве ратовали, напомним, за 4 250 000 тенге.
Но в свете обсуждений средних зарплат по стране и сумма в 1,7 миллиона выглядит вполне себе исчерпывающей! Об этом на пленарном заседании заговорили потому, что оплату взносов за безработных (тех, кого Минсоцразвития отнесет к кризисному и экстренному уровням социального благополучия) будет вносить местный бюджет. В целом, с этой поправкой согласились все, но к концу заседания так и не договорились, на основании каких сумм эти взносы высчитывать.Минздрав предлагает ориентироваться на среднюю зарплату в регионе, мотивируя тем, что в Атырауской области, например, она в два раза выше, чем в Северо-Казахстанской или Туркестанской. Депутаты заявили, что это несправедливо: люди должны получать одинаково качественные медуслуги, вне зависимости от того, где они живут. Более того, местные бюджеты скорее всего будут покрывать эти свои новые расходы за счет трансфертов общего характера из республиканского бюджета, как сейчас, и делают в большинстве дотационных регионов. Решили до второго чтения все еще раз тщательно просчитать.
Кстати, государство взяло на себя обязательства по увеличению взносов в ФОМС за льготные категории граждан с 2 до 5% в течение пяти лет. Впрочем, сейчас в Минфине предпочитают высчитывать взносы исходя из медианной зарплаты. И это вопреки нормам закона, где написано, что за основу надо брать среднемесячную, которая получается выше. Из-за этого фонд в прошлом году недополучил более 250 миллиардов тенге. Как планируют сводить концы с концами при дальнейшем процентном росте взносов, представитель Минфина не уточнил, но заявил, что норму о том, что нужно считать именно исходя из среднемесячной зарплаты, в законе оставили.
Бахыт Нуржанова, фото pixabay.com