Предпринимателей Вадима и Юлию Приходченко и их 17-летнего сына Юрия нашли убитыми с многочисленными ножевыми ранениями в собственном доме частного сектора Петропавловска. Полицейские потом констатируют: убивали жестоко, но неумело.
Подозреваемых задержали очень быстро. В доме Приходченко в тот роковой день орудовали руководитель небольшого ИП в сфере ритуального бизнеса Сергей Емельянов и его рабочий-копатель Данил Орлов. Но фирма Емельянова даже близко не стояла с многолетним семейным ритуальным бизнесом Приходченко. И вскоре в деле в качестве подозреваемой появилась настоящий конкурент Приходченко – Ирина Скоробогатова. Уже в суде станет понятно, что с убийцей Емельяновым ее связывают личные отношения.
В последние годы в местном ритуальном бизнесе развернулась настоящая борьба за место под солнцем. ТОО Скоробгатовой внезапно оказалось, по сути, хозяином двух петропавловских погостов: городской акимат передал ей в доверительное управление мусульманское и христианское кладбища за символические 121 514 и 286 406 тенге соответственно. А главное, в этом договоре было указано, что только доверительный управляющий имеет право производить здесь земельные работы.
Сделку о передаче городских погостов в доверительное управление в суде обжаловал предприниматель Вадим Приходченко. И спустя почти год судебных споров апелляционная инстанция постановила: признать договоры недействительными.

В обвинительном акте так и указано: в 2023 году ИП погибших супругов выиграло большую часть конкурсных тендеров на оказание ритуальных услуг, из-за чего снизились доходы ТОО Скоробогатовой. И тогда у подсудимой появилась личная неприязнь к Приходченко, возник преступный умысел на убийство ее прямых конкурентов, о чем она постоянно говорила подсудимому Емельянову. В тот декабрьский день он вместе со своим работником «пошел на дело».
В это время оставшиеся государственные предприятия, обслуживающие кладбища и оказывающие ритуальные услуги, могут быть приватизированы. Например, сегодня в ведении такого предприятия в Астане находится 28 кладбищ и Пантеон. И против того, чтобы передать эти услуги в конкурентную среду, выступил сенатор Андрей Лукин.

- Хотелось бы напомнить, что во время пандемии Covid-19 частные операторы поднимали стоимость захоронения до 1 миллиона тенге, в то время как государственные структуры обеспечивали доступные расценки и оперативное проведение похорон! – аргументировал Лукин. - Передача управления кладбищами в частные руки ставит под угрозу существование таких значимых объектов, как «Аллея выдающихся деятелей Республики Казахстан» и зеленый парк нового городского кладбища. Коммерциализация этих территорий может привести к их трансформации в зону «VIP-захоронений» и утрате государственного контроля.
Кстати, осужденная Скоробогатова еще несколько лет назад предложила на кладбище в Петропавловске отвести для почетных граждан города отдельное место: огородить его, облагородить особым образом и поставить табличку. Впрочем, эта инициатива так и не была реализована, многие оказались против.
Андрей Лукин в своем запросе также указал, что «передача рынка ритуальных услуг в конкурентную среду может создать риски монополизации и криминализации рынка»:
- Этот бизнес за последние годы превратился в одну из самых теневых и неконтролируемых сфер экономики. Кроме того, передача содержания кладбищ в частную собственность вызывает общественный резонанс и поднимает ряд социальных, этических и экономических вопросов.В том же Петропавловске, где эта сфера давно в частных руках, скандалы случаются один за другим. Интересно, что и Ирина Скоробогатова, и убитая Юлия Приходченко несколькими годами раньше оказались фигурантами уголовного дела о даче взяток сотрудникам полиции за информацию об умерших. Из материалов дела следует, что за каждый факт стражам порядка полагалось по 4 тысячи тенге, а каждое сотое сообщение премировалось в размере 100 тысяч.
Очевидно, что порядок в этой сфере наводить давно пора. Лукин заявил, что надо принять специальный закон «О погребении и похоронном деле». Он должен регулировать порядок захоронений умерших, санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения, а также организацию ритуальных услуг как самостоятельный вид деятельности. Сейчас же правовые основы погребения и организации похоронного дела урегулированы на уровне различных законодательных и подзаконных актов.

Все эти меры могут сильно изменить бизнес ландшафт в этой сфере. Ну а в Петропавловске расстановка сил уже поменялась: Приходченко убит, а Скоробогатова в тюрьме. Впрочем, ее осудили лишь на 4 года за недонесение о преступлении. Подстрекательство, на котором настаивало обвинение, суд посчитал недоказанным. А вот исполнители преступления сели по полной: Емельянов пожизненно в учреждение максимальной безопасности, а Орлов на 23 года.
Бахыт Нуржанова, фото senate.parlam.kz, из архива семьи Приходченко и изображения, сгенерированные нейросетью