Зачем менять пакеты
Для чиновников здесь ключевое обоснование – поручение президента. Действительно, Касым-Жомарт Токаев неоднократно поручал сделать пакеты медицинского страхования простыми и понятными для граждан. В послании 2024 года президент конкретизировал эту задачу: «Сформировать единый пакет базовой государственной медицинской помощи, сбалансированный с точки зрения возможностей и обязательств бюджета. Все, что сверх него, должно оплачиваться через систему страхования».
Фактически на первый план вышла стоимость. Несмотря на заверения, которые звучали перед внедрением медстрахования, о том, что улучшится финансирование здравоохранения, а медицинские услуги станут для граждан более доступными и качественными, ситуация за несколько лет изменилась не слишком сильно. Система здравоохранения по-прежнему нуждается в деньгах, а многие люди продолжают платить за медуслуги напрямую из своего кармана, даже несмотря на своевременную уплату взносов в ФСМС.
Сегодня в медстраховании действуют два пакета – пакет гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), который оплачивается за счет бюджета, и пакет обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), за который платят работающие граждане. За 15 категорий льготного населения (дети, студенты, пенсионеры, женщины в декрете, и так далее) пакет ОСМС также оплачивается за счет бюджета. Суммарно государство платит ОСМС за более чем 11 млн человек.
Разные пакеты страхования зачастую становятся причиной отложенного оказания медицинских услуг. Именно разницей пакетов нередко в медучреждениях объясняют невозможность попасть на прием или сдать нужный анализ в ближайшее время: мол, в рамках пакета ГОБМП или ОСМС на ближайшие две недели приемы у этого специалиста уже закончились. Но, как правило, тут же предлагается возможность попасть на прием к этому же специалисту за отдельную оплату. Разумеется, такой подход вызывает непонимание и возмущение людей: специалист один и тот же, и оплату за медуслуги в рамках системы медстрахования люди делают регулярно. В результате так называемые «карманные расходы» граждан на медицину официально оцениваются в 31%.
Помимо этого, не все граждане до сих пор стали участниками системы медстрахования. Из 20 млн казахстанцев вне системы остаются 3,5 млн человек.
Что придумали в минздраве
Согласно документу, представленному на публичное обсуждение, формирование Единого пакета медицинской помощи завершено. В нем исключено дублирование гарантированных и страховых медицинских услуг, также упор сделан «на простоту и понятность его восприятия гражданами».
Внедрение данного пакета предлагается осуществить в 2 этапа: с 2026 года путем переноса второй части обязательств с пакета ГОБМП в пакет ОСМС, а с 2027 года – полного внедрения нового Единого пакета медицинской помощи.
В этом едином пакете ключевое - оптимизация пакета медицинской помощи ГОБМП с точки зрения возможностей и обязательств бюджета. А именно: к 2027 году все заболевания, подлежащие динамическому наблюдению, и 7 групп социально значимых заболеваний, первичная медико-санитарная помощь предлагаются к переносу в пакет ОСМС. В пакете ГОБМП останутся объемы медицинской помощи онкогематологическим пациентам, скрининги на онкозаболевания и консультативно-диагностическая помощь при подозрении на весь перечень социально значимых заболеваний для обеспечения ранней профилактики.
Минздрав предлагает к 2027 году оставить финансирование в рамках пакета ГОБМП на оказание медицинской помощи только при таких социально значимых заболеваниях: туберкулез; ВИЧ; хронические вирусные гепатиты и цирроз печени; злокачественные новообразования; психические, поведенческие расстройства; орфанные заболевания; острый инфаркт миокарда; экстракраниальные заболевания брахиоцефальных артерий (инсульты). В рамках ГОБМП с 2027 года специализированная медицинская помощь в стационарных условиях в экстренной форме будет оказываться незахстрахованным в системе ОСМС лицам только при состояниях, угрожающих жизни. Также, в пакет ГОБМП будут включены объемы медицинской помощи онкогематологическим пациентам, скрининги на онкологические заболевания и консультативно-диагностическая помощь при подозрении на весь перечень социально значимых заболеваний для обеспечения ранней профилактики.
А вся медицинская помощь при заболеваниях, подлежащих динамическому наблюдению и социально значимых заболеваний (сверх ГОБМП), высокотехнологичная медицинская помощь, а также ПМСП предлагаются к переносу в пакет ОСМС.
«Оптимизация текущего пакета медицинской помощи ГОБМП с точки зрения возможностей и обязательств бюджета позволит оперативнее и эффективнее управлять финансированием и обеспечить доступность и качество медпомощи для населения. Важно отметить, что высвобождаемые средства ГОБМП будут перераспределены на взносы государства и повышение тарифов, а также на покрытие критического дефицита финансирования ГОБМП», — отмечается в документе.
Сколько денег не хватает здравоохранению
За годы внедрения ОСМС финансирование здравоохранения в Казахстане выросло почти в разы, и по итогам 2023 года расходы здравоохранения (за вычетом капитальных расходов) составили 3,7% от ВВП. Однако эти показатели в 2,5 раза ниже среднего показателя в странах ОЭСР (9,2%). Между тем, есть поручение президента – довести уровень финансирования отрасли в 2027 году не менее 5% от ВВП.
Отмечается, что одной из основных причин недофинансирования системы здравоохранения являются низкие тарифы на медицинские услуги, которые не покрывают некоторые виды расходов. При этом, на рост расходов и дефицита финансирования на здравоохранение влияют такие факторы, как: рост населения на 10%; рост заболеваемости неинфекционных хронических заболеваний; удорожание стоимости лечения и внедрение новых медицинских технологий и услуг; повышение заработной платы медицинского и немедицинского персонала; повышение стоимости лекарственных средств.
Дефицит финансирования есть уже сейчас. Критический дефицит финансирования ГОБМП до конца 2024 года прогнозно составляет 64 млрд тенге, дефицит средств на пересмотр тарифов на медицинские услуги составляет порядка 115 млрд. тенге. На 2025 год критический дефицит финансирования ГОБМП составляет прогнозно 375 млрд тенге. При этом прогнозируется ежегодное превышение расходов над поступлениями Фонда, так к концу 2030 года прогнозируется превышение на сумму в размере 297,2 млрд тенге.
Поэтому, для совершенствования системы финансирования здравоохранения, минздрав предлагает повысить верхний предел базы для исчисления взносов и отчислений. Сегодня он составляет 10-кратный размер минимальной заработной платы, повышение же предлагаеся до 50-кратного минимального размера заработной платы. При этом, благодаря переносу медуслуг из одного пакета в другой, произойдет оптимизация затрат бюджета на уровне 665 млрд тенге.
Предлагаемая новая модель обеспечит переход с 2027 года на преимущественно страховую модель финансирования, которая обеспечит соотношение ГОБМП – 31% (1,1 трлн тенге), ОСМС – 69% (2,5 трлн тенге). Таким образом, по оценке минздрава, доступность и качество медпомощи повысятся, в пакетах медуслуг наступит четкое разделение и единое понимание, скрининги и обследования станут доступными для всех граждан.Арина Александрова, фото gov.kz