7 ноября 2024

«Не то важно, что говорят, а что является истиной» — Эпиктет.

USD

520.27 KZT

EUR

537.65 KZT

RUB

5.24 KZT

7 ноября 2024

«Не то важно, что говорят, а что является истиной» — Эпиктет.

USD

520.27 KZT

EUR

537.65 KZT

RUB

5.24 KZT

Качество, безопасность и цифровизация: как изменятся автодороги в Казахстане

вчера
Качество, безопасность и цифровизация: как изменятся автодороги в Казахстане
Дорожная инфраструктура Казахстана будет модернизирована. В прошлом году поставлены рекорды по ремонту автодорог: отремонтировано 12 тысяч километров, в результате нормативное состояние республиканских и местных дорог достигло 93% и 89% соответственно. В 2025 году планируется охватить ремонтом дорог протяженностью 13 тысяч километров.

«До 2029 года, в соответствии с поручением Президента, планируется реконструировать 3 тысячи километров дорог, переведя их в первую и вторую категории. Реализация этих проектов придаст новый импульс развитию отрасли и экономики страны», — сообщил на заседании правительства министр транспорта Марат Карабаев.

Он проинформировал, что запланировано проведение среднего ремонта 10 тысяч километров дорог. В прошлом году работы начались на 5 тысячах километров, в том числе 1 тысяча километров была введена в эксплуатацию. В этом году будет проведён средний ремонт на оставшихся 4 тысячах километров и на новых 2 тысячах 600 километрах. Общий объём среднегодового ремонта составит 6 тысяч 600 километров. Эти дороги соединят межрегиональные и районные, что значительно улучшит жизнь населения районов страны. Самые масштабные работы запланированы в Северо-Казахстанской (1 358 км), Акмолинской (1 262 км) и Абайской (1 015 км) областях. Кроме того, дороги, не ремонтировавшиеся от 30 до 50 лет, такие как Петропавловск – Жезказган (703 км), Кандыагаш – Шалкар (246 км), Жанаозен – гр. Туркменистана (156 км), Караганда – Аягоз – Бугаз (452 км) будут полностью отремонтированы.

Одна из важных составляющих – финансирование содержания дорог. Министр отметил, что для снижения нагрузки на бюджет и обеспечения самоокупаемости, на участках, где завершены реконструкция и ремонтные работы, продолжает вводиться поэтапно статус «платной дороги». Сейчас в стране действует платная дорожная система протяжённостью 3 тысячи 200 километров (это такие участки дорог, как Астана-Щучинск (211 км), Астана-Темиртау (134 км), Алматы-Конаев (42 км), Алматы-Хоргос (295 км), Астана-Павлодар (375 км), Конаев-Талдыкорган (186 км), Тараз-Кайнар (238 км), Шымкент-Кызылорда (447 км), Шымкент-Тараз (90 км), Шымкент-Ташкент (84 км), Щучинск-Кокшетау (61 км), Павлодар-Калбатау (453 км), Бейнеу-Акжигит (85 км), Уральск-Самара (56 км), Павлодар-Омск (198 км), Кокшетау-Петропавловск (169 км), Уральск-Саратов (99 км), Кызылорда-Аральск (455 км)). В 2024 году доход от платных дорог составил 48 миллиардов тенге, а в этом году планируется ввести дополнительно 4 тысячи километров платных участков, с которых доходы составят 60 миллиардов тенге, а в следующем году они могут достичь 100 миллиардов тенге. Правительством рассматривается вопрос о том, чтобы часть средств, полученных с платных дорог, направить на погашение процентных ставок по кредитам, взятым для строительных работ.

Одна из серьезных проблем – придорожный сервис на автомобильных дорогах. С учетом того, что автодороги должны стать важной частью транзитных возможностей страны, наличие сервисных объектов имеет важное значение. Сегодня, по данным министерства транспорта, функционируют 1 446 сервисных объектов вдоль дорог, из которых 90% (1 299 единиц) соответствуют национальным стандартам. В 2024 году вдоль республиканской сети за счет частных инвесторов было построено и введено в эксплуатацию 85 сервисных объектов (АЗС – 18 единиц, кафе, кемпинг, гостиницы – 20 единиц), а также установлено 47 единиц СГУ (системы газоучета).
«Для создания современных сервисных объектов вдоль дорог крупные инвесторы, такие как QazaqOil, RoyalPetrol и Compass, планируют построить и модернизировать более 400 объектов. Компания Petro Retail разрабатывает систему сервисных объектов вдоль дорог. До 2029 года планируется строительство 60 комплексных объектов, из которых 10 единиц будут реализованы в этом году. Объем инвестиций составит 120 миллиардов тенге. В этих объектах будут предусмотрены места для отдыха, стоянки для TIR и автозаправочные станции. На основе развития сервисных объектов вдоль дорог в стране будет сформирована первая национальная сеть гостиниц и их франшиза», — сообщил Карабаев.
Также в дорожной отрасли проводятся поэтапные работы по внедрению цифровых технологий. На всех платных участках дорог успешно работает система оплаты проезда «KazToll», завершена интеграция с системой ЕРАП Генеральной прокуратуры, и запущен проект «Средняя скорость», внедрена система Smart Road Diagnostic System (SRDS), которая с использованием технологий искусственного интеллекта позволяет сократить время оценки состояния дорог до 4 часов (с точностью более 95% и сокращением времени диагностики 100 км дороги с 4 дней до 4 часов). А на базе существующих цифровых систем в дорожной отрасли будет создана единая цифровая платформа «E-Joldar», которая будет интегрировать эти системы.

«Платформа будет включать в себя систему сбора и учета информации о автомобильных дорогах (база данных о международных, республиканских, областных и районных дорогах) и обеспечит прозрачность процессов развития дорожной отрасли, а также надёжный контроль и эффективное управление дорожными активами. На базе платформы будет автоматизирована связь между пользователями автодорог, активными гражданами, местными исполнительными органами и специалистами, ответственными за управление дорожными активами. Внедрение платформы запланировано на первую половину 2026 года», — рассказал министр.

Также проводится работа по охвату интернетом автомобильных дорог. В 2024 году завершены выездные обследования и детализированный анализ автодорог с проведением замеров уровня сигнала и определению участков без интернета. Определено, что на первом этапе оснащения интернетом будут установлены 243 антенно- мачтовых сооружений вдоль республиканских дорог. В 2027 году мобильным интернетом будет охвачено 100% республиканских и областных дорог.

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности со своей стороны изучает опыт развития бепилотного транспорта и электромобилей. Глава МЦРИАП Жаслан Мадиев предложил разработать программу по развитию инфраструктуры для электрических автомобилей и стимулирующих мер для их приобретения.

«Для привлечения в Казахстан глобальных игроков на рынке беспилотного транспорта предлагается создать соответствующие условия в несколько этапов. На первом этапе – это регуляторная песочница, в рамках которой будут приняты НПА, выбраны тестовые площадки для пилотного запуска. На следующем этапе по мере успешности проекта, он будет запущен в Национальном масштабе», — рассказал министр.

Арина Александрова, фото primeminister.kz и invest.gov.kz

Читайте также