7 ноября

"Не все, что полезно для государства, полезно и для человека, но только то, что полезно для человека, действительно полезно для государства" - Сократ.

USD

494.95 KZT

EUR

525.49 KZT

RUB

5.05 KZT

7 ноября

"Не все, что полезно для государства, полезно и для человека, но только то, что полезно для человека, действительно полезно для государства" - Сократ.

USD

494.95 KZT

EUR

525.49 KZT

RUB

5.05 KZT

"Оптовики найдут тысячу способов обойти государственное регулирование"

сегодня
"Оптовики найдут тысячу способов обойти государственное регулирование"
12 ноября на заседании правительства министр здравоохранения Акмарал Альназарова и председатель правления ТОО "СК-Фармация" Еркен Жакатай отчитались о лекарственном обеспечении населения и медорганизаций. Когда премьер-министр Олжас Бектенов задал главе Минздрава вопрос о мерах, принимаемых ведомством для сдерживания роста цен на лекарства, Альназарова ответила, что до конца 2024 года будет реализован пакет мер, включая интеграцию с таможенными и налоговыми системами, которые позволят государству видеть ввозные цены на импортные лекарства для дальнейшего контроля за ними внутри страны.

- Есть ряд нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования на лекарственные средства, есть приказы Министерства здравоохранения, они анализируются и пересматриваются. Среди них есть те издержки, которые приводят к беспричинному росту цен на лекарства — маркетинговые на 30%, логистические — до 15%. Планируется проведение оптимизации. Приказ проходит согласование с соответствующими госорганами. Подписание ожидается до конца года, — подчеркнула министр здравоохранения.

По словам Акмарал Альназаровой, 20 августа был подписан приказ, по которому разница в цене между дженериками и оригинальными препаратами, закупаемыми государством, должна быть не менее 30%.

- Для регулирования цен импортных лекарств министерством проводится интеграция с информационной системой "КЕДЕН" и налоговой службой комитета госдоходов Минфина. Ожидаем, что до конца текущего года завершим работу. Если мы в начале следующего года завершим полностью интеграцию, то мы будем видеть цены импортных лекарств на входе в Казахстан. Это также позволит регулировать цены на препараты внутри страны, — ответила премьер-министру глава Минздрава.

Знают ли о новшествах игроки аптечного бизнеса, и как они отразятся на их самочувствии? Эти и другие вопросы "Жаңғырған Отан" задал председателю Казахстанской ассоциации независимых аптек Талгату Омарову.

- Изначально, конечно, отмечу, что подобные действия государства – далеко не рыночные инструменты регулирования. Но Минздраву такие права даны на уровне Кодекса "О здоровье народа и системе здравоохранения". Мы имеем то, что имеем. Я, конечно, противник того, чтобы государство вмешивалось в бизнес, а коли вмешивается, должен быть паритет. Не императивно, как они привыкли "мы сказали, что будет так", а путем взвешивания всех плюсов и минусов, регуляторного воздействия на рынок. По большому счету ведь аптечный бизнес несет расходы по аренде помещений и складов, коммунальных платежей, выплате зарплат, налогов. То есть конечные точки продаж для населения всегда чувствуют любое регулирование в первую очередь, — говорит Талгат Омаров.

- Минздрав директивно устанавливает предельную маржу на любой ввозимый препарат без обсуждения с участниками рынка? Для вас это всегда сюрприз?

- Нет, прежде чем принять какой-то нормативный документ, он обсуждается с участниками рынка. Слушает кто-то участников рынка или нет, вопрос другой, но обсуждения идут, и это на самом деле так. Но итоговые решения принимаются таким образом, что небольшие розничные аптеки все больше зарегулированы, а для оптовых компаний и крупных дистрибьюторов лекарств в Казахстане созданы все условия для нормального ведения бизнеса. Какие-то разговоры о том, что они зарабатывают очень незначительно, чуть ли не 1 процент от ввозимых объемов, я ставлю под сомнение. Потому что тогда есть вопрос – а кто же в таком случае зарабатывает, если в аптеках лекарства стоят втридорога?

Если Минздрав сможет наладить систему, позволяющую видеть через таможню счета-фактуры с ценниками на импортируемые грузы, это хорошо. Но смирятся ли с этим оптовые поставщики, которые в системе накрутки маржи на лекарства самые первые и основные? Что мешает этим компаниям открыть аффилированные "прокладки" в соседних странах, через которые будут оформляться для нашего местного рынка счета-фактуры уже с 500-процентной, условно, накруткой, которые можно показать государству?

К сожалению, я не знаю, планирует ли Минздрав, разбираясь в необоснованном росте цен на лекарства, копать еще глубже и выяснять, например, обоснованность закупочных цен казахстанскими оптовиками. Или оптовые цены на лекарства от самих заводов-производителей. Или сравнивать розничную стоимость этих же лекарств на других рынках в других странах, чтобы делать однозначные выводы. Это ведь самый главный вопрос. Надо не на инвойсы смотреть, а на то, реальна ли стоимость того или иного препарата, ввезенного в Казахстан условно по 100 тенге, в других странах, где он реализуется, с учетом расходов на логистику, таможенные процедуры и прочие бюрократические нюансы.
Любой крупный импорт, не только лекарств, примерно по такой схеме и работает для снижения налоговых расходов или с целью обойти госрегулирование – ставит завышенные закупочные цены.

- То есть на ценах для конечного потребителя в Казахстане меры, принимаемые Минздравом, никак не отразятся, но и порядка не станет?

- Вообще-то, я очень надеюсь, что порядок все же наступит. Однако, зная предприимчивость крупного бизнеса, который найдет тысячу способов обойти государственное регулирование, боюсь, что и этого будет недостаточно. Сейчас в связи с развитием интернет-технологий и процветанием маркетплейсов возникла еще одна проблема – реализация лекарств без документов и рецептов через соцсети и интернет-магазины. В Евросоюзе, например, депутаты выставили требования к иностранным маркетплейсам – не ввозить строго регламентированные товары. То есть в Европу всякий мусор без документов и сомнительного происхождения уже не поедет. А в Казахстане до сих пор не прописаны условия поставок лекарств через интернет-магазины населению. Сейчас можно любое лекарство, зарегистрированное или незарегистрированное, под видом БАДа, купить на маркетплейсе. Неважно, есть рецепт или противопоказания, главное заплатить деньги.

Поэтому контрабанда заполонила фармацевтический рынок, в маленьких аптеках в 2 раза упала выручка – лекарства свободно продаются через социальные сети, мессенджеры, интернет-магазины значительно дешевле, так как поставщики не несут никаких расходов, кроме логистических. И государство не контролирует этот оборот, а последствия для здоровья людей могут быть самыми печальными. К сожалению, интеграция с таможней и налоговиками от этой проблемы Минздрав вообще не спасет. Это другая история. И к ней должно быть сейчас приковано все внимание.

Александра Алёхова, фото gov.kz, pixabay.com и из личного архива Талгата Омарова