12 ноября на заседании правительства министр здравоохранения Акмарал Альназарова и председатель правления ТОО "СК-Фармация" Еркен Жакатай отчитались о лекарственном обеспечении населения и медорганизаций. Когда премьер-министр Олжас Бектенов задал главе Минздрава вопрос о мерах, принимаемых ведомством для сдерживания роста цен на лекарства, Альназарова ответила, что до конца 2024 года будет реализован пакет мер, включая интеграцию с таможенными и налоговыми системами, которые позволят государству видеть ввозные цены на импортные лекарства для дальнейшего контроля за ними внутри страны.
- Есть ряд нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования на лекарственные средства, есть приказы Министерства здравоохранения, они анализируются и пересматриваются. Среди них есть те издержки, которые приводят к беспричинному росту цен на лекарства — маркетинговые на 30%, логистические — до 15%. Планируется проведение оптимизации. Приказ проходит согласование с соответствующими госорганами. Подписание ожидается до конца года, — подчеркнула министр здравоохранения.
По словам Акмарал Альназаровой, 20 августа был подписан приказ, по которому разница в цене между дженериками и оригинальными препаратами, закупаемыми государством, должна быть не менее 30%.
- Для регулирования цен импортных лекарств министерством проводится интеграция с информационной системой "КЕДЕН" и налоговой службой комитета госдоходов Минфина. Ожидаем, что до конца текущего года завершим работу. Если мы в начале следующего года завершим полностью интеграцию, то мы будем видеть цены импортных лекарств на входе в Казахстан. Это также позволит регулировать цены на препараты внутри страны, — ответила премьер-министру глава Минздрава.
Знают ли о новшествах игроки аптечного бизнеса, и как они отразятся на их самочувствии? Эти и другие вопросы "Жаңғырған Отан" задал председателю Казахстанской ассоциации независимых аптек Талгату Омарову.
- Изначально, конечно, отмечу, что подобные действия государства – далеко не рыночные инструменты регулирования. Но Минздраву такие права даны на уровне Кодекса "О здоровье народа и системе здравоохранения". Мы имеем то, что имеем. Я, конечно, противник того, чтобы государство вмешивалось в бизнес, а коли вмешивается, должен быть паритет. Не императивно, как они привыкли "мы сказали, что будет так", а путем взвешивания всех плюсов и минусов, регуляторного воздействия на рынок. По большому счету ведь аптечный бизнес несет расходы по аренде помещений и складов, коммунальных платежей, выплате зарплат, налогов. То есть конечные точки продаж для населения всегда чувствуют любое регулирование в первую очередь, — говорит Талгат Омаров.
- Минздрав директивно устанавливает предельную маржу на любой ввозимый препарат без обсуждения с участниками рынка? Для вас это всегда сюрприз?
- Нет, прежде чем принять какой-то нормативный документ, он обсуждается с участниками рынка. Слушает кто-то участников рынка или нет, вопрос другой, но обсуждения идут, и это на самом деле так. Но итоговые решения принимаются таким образом, что небольшие розничные аптеки все больше зарегулированы, а для оптовых компаний и крупных дистрибьюторов лекарств в Казахстане созданы все условия для нормального ведения бизнеса. Какие-то разговоры о том, что они зарабатывают очень незначительно, чуть ли не 1 процент от ввозимых объемов, я ставлю под сомнение. Потому что тогда есть вопрос – а кто же в таком случае зарабатывает, если в аптеках лекарства стоят втридорога?
Если Минздрав сможет наладить систему, позволяющую видеть через таможню счета-фактуры с ценниками на импортируемые грузы, это хорошо. Но смирятся ли с этим оптовые поставщики, которые в системе накрутки маржи на лекарства самые первые и основные? Что мешает этим компаниям открыть аффилированные "прокладки" в соседних странах, через которые будут оформляться для нашего местного рынка счета-фактуры уже с 500-процентной, условно, накруткой, которые можно показать государству?
К сожалению, я не знаю, планирует ли Минздрав, разбираясь в необоснованном росте цен на лекарства, копать еще глубже и выяснять, например, обоснованность закупочных цен казахстанскими оптовиками. Или оптовые цены на лекарства от самих заводов-производителей. Или сравнивать розничную стоимость этих же лекарств на других рынках в других странах, чтобы делать однозначные выводы. Это ведь самый главный вопрос. Надо не на инвойсы смотреть, а на то, реальна ли стоимость того или иного препарата, ввезенного в Казахстан условно по 100 тенге, в других странах, где он реализуется, с учетом расходов на логистику, таможенные процедуры и прочие бюрократические нюансы.
Любой крупный импорт, не только лекарств, примерно по такой схеме и работает для снижения налоговых расходов или с целью обойти госрегулирование – ставит завышенные закупочные цены.
- То есть на ценах для конечного потребителя в Казахстане меры, принимаемые Минздравом, никак не отразятся, но и порядка не станет?
- Вообще-то, я очень надеюсь, что порядок все же наступит. Однако, зная предприимчивость крупного бизнеса, который найдет тысячу способов обойти государственное регулирование, боюсь, что и этого будет недостаточно. Сейчас в связи с развитием интернет-технологий и процветанием маркетплейсов возникла еще одна проблема – реализация лекарств без документов и рецептов через соцсети и интернет-магазины. В Евросоюзе, например, депутаты выставили требования к иностранным маркетплейсам – не ввозить строго регламентированные товары. То есть в Европу всякий мусор без документов и сомнительного происхождения уже не поедет. А в Казахстане до сих пор не прописаны условия поставок лекарств через интернет-магазины населению. Сейчас можно любое лекарство, зарегистрированное или незарегистрированное, под видом БАДа, купить на маркетплейсе. Неважно, есть рецепт или противопоказания, главное заплатить деньги.
Поэтому контрабанда заполонила фармацевтический рынок, в маленьких аптеках в 2 раза упала выручка – лекарства свободно продаются через социальные сети, мессенджеры, интернет-магазины значительно дешевле, так как поставщики не несут никаких расходов, кроме логистических. И государство не контролирует этот оборот, а последствия для здоровья людей могут быть самыми печальными. К сожалению, интеграция с таможней и налоговиками от этой проблемы Минздрав вообще не спасет. Это другая история. И к ней должно быть сейчас приковано все внимание.
Александра Алёхова, фото gov.kz, pixabay.com и из личного архива Талгата Омарова