Экономист Айдархан Кусаинов назвал происходящее «ответом на вопрос, почему экономика страны и курс непредсказуемы».
«Из данных Нацбанка по валютному рынку за сентябрь следует, что за январь-сентябрь трансфертов было сделано на 4,17 трлн тенге, при утвержденных (даже с учетом «Казатомпрома») 4,07 трлн тенге. Итого, 100 млрд тенге (200 млн долларов) уже продано вне закона. Теперь мы двигаемся вообще без ориентиров», — написал эксперт в своем телеграм-канале.
Экономист отмечает, что раз уж на октябрь планируется продажа трансфертов на 1,3-1,4 млрд долларов, то это, наверное, составит 650 млрд тенге.
«Такими темпами как раз на дополнительные 2 трлн тенге к концу года выйдем. Но парламент и президент могут завтра вспомнить, что это все вне закона и 1,3 млрд долларов испарятся из предложения валюты на октябрь и до декабря. А могут сказать, что вот еще только 1 трлн тенге доптрансферта одобрено, и тогда в ноябре будет всего 400 млн долларов на бирже, а в декабре – 0. Но, судя по трендам, могут вовсе все забыть и не замечать, и тогда эти 1,4 могут превратиться в 2 и в 3 млрд в любой момент - и в октябре, и в ноябре, и в декабре. Это к вопросу того, что курс рыночный, то есть любой аналитик может формировать прогнозы из рыночной информации. В принципе, это правда, только нужно понимать, что главная рыночная информация не на бирже, не в статистике, а в кулуарах левого берега Астаны», — саркастически заметил Кусаинов.
Нам нужна новая новизна в бесплановой деятельности
Естественно, не могут не возникать вопросы – как долго может продолжаться подобная практика поведения монетарных властей? И можно ли в такой ситуации вообще накопить до 2029 года 100 млрд долларов в Нацфонде, о чем давал поручения президент? Их мы адресовали Айдархану Кусаинову.
- Фактически в этой системе бесплановой экономики мы живем уже года четыре. Все это время каждый год трансферты увеличивались каким-то ритуальным образом. Но мы хотя бы заходили в финансовый год с определенным бюджетом, пусть даже он бесконечное количество раз исправлялся, менялся, дополнялся. Да, жили не по принципу, что у нас есть план и мы его придерживаемся, а по принципу «как-то живем, а планы подстроим». Новизна сегодняшней ситуации в том, что мы перестали подгонять свое планирование под то, что получилось. Нужны деньги – пошли и взяли из Нацфонда, даже не парясь тем, что надо бы внести изменения в бюджет, придать процессу хоть какую-то видимую законность, обставить эту историю как-то по-взрослому. Мы вообще перестали заморачиваться над любой видимостью планирования. И становится все веселее. Технически так можно делать очень долго, - отметил эксперт.
Нацфонд все стерпит?
12 декабря 2022 года президент Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства поручил кабмину избавиться от хронической зависимости от трансфертов из Национального фонда.
"Сопричастность каждого к национальным богатствам - это не пустые слова. Это начало подлинно народного, общественного контроля. Хочу, чтобы правительство и Нацбанк осознали это в полной мере. Напоминаю, в ближайшие семь лет активы Нацфонда должны вырасти до 100 млрд долларов. Поэтому тратить из него надо меньше, а зарабатывать - больше. Причем проблемы с тем, чтобы "зарабатывать", очевидно, тоже имеют место быть" - говорил почти два года назад глава государства.
И что мы видим? Кто прошлое помянет, тому глаз вон? Как государство собирается к 2029 году нарастить Нацфонд до 100 млрд долларов, если оно продолжает брать из него все больше, а теперь еще и несколько раз в год?
- Это далеко не первое поручение Токаева, которое не будет исполнено. А поскольку прецедентов привлечения к ответственности за систематическое неисполнение президентских поручений еще не было, смысл это обсуждать? – резюмировал Айдархан Кусаинов.
Александра Алёхова, фото Акорды и из личного архива эксперта