7 ноября 2024

«Главная цель государства - достижение общего блага. Без мудрости и добродетели правителей это невозможно» - Аль-Фараби.

USD

526.81 KZT

EUR

542.72 KZT

RUB

5.16 KZT

7 ноября 2024

«Главная цель государства - достижение общего блага. Без мудрости и добродетели правителей это невозможно» - Аль-Фараби.

USD

526.81 KZT

EUR

542.72 KZT

RUB

5.16 KZT

Будет ли построен четвертый НПЗ?

вчера
Будет ли построен четвертый НПЗ?
У Казахстана проблемы с дефицитом нефти для внутренней переработки

К 2030 году «КазМунайГаз» должен построить вторую очередь Шымкентского НПЗ за 5 млрд долларов. Этот проект утвержден правительством, он значительно расширит мощности завода. Но, как отметил на правительственном часе в мажилисе в конце минувшего года года министр энергетики Алмасадам Саткалиев, это все равно не решит проблему нарастающего дефицита нефтепродуктов в стране. И к 2036-му, когда действующих производств будет совсем не хватать для внутреннего потребления, в Казахстане должен появиться четвертый НПЗ. Построить-то сможем. А обеспечить его сырьем? У нефтегазового аналитика, члена общественного совета Минэнерго Олжаса Байдильдинова очень скептические прогнозы на этот счет.

Среднесрочные перспективы

Вспомним, что именно глава Минэнерго обозначил в своем докладе на правительственном часе:

«На Шымкентском НПЗ планируется расширить производственные мощности в два раза или с 6 до 12 млн тонн к 2030 году. Для обеспечения загрузки завода нефтью будет реализовано расширение нефтепроводов Атырау – Кенкияк, Кенкияк – Кумколь. На Павлодарском НПЗ до 2026 года планируется реализовать проекты по производству дополнительных 500 тысяч тонн зимнего дизтоплива. На 1-м этапе это позволит увеличить мощности первичной переработки нефти до 6 млн тонн в год. Инициируется 2-й этап расширения Павлодарского НПЗ для переработки до 8 млн тонн в год нефти. До конца 2024 года планируется выбор по разработчику предварительного ТЭО. На Атырауском НПЗ до 2028 года планируется провести мероприятия по увеличению выработки светлых нефтепродуктов с 66 до 77% за счет увеличения мощностей вторичной переработки нефти с 5,5 до 6,7 млн тонн в год», — тезисы из доклада Саткалиева.

Кроме того, министр отметил, что четвертый НПЗ нужно построить в промежутке между 2030 и 2040 годами на западе страны.

«Технологическая конфигурация нового НПЗ и, следовательно, линейка и объемы выработки топлива и нефтехимической продукции будут определены на основании актуальных требований рынка ГСМ. Оценка стоимости проекта зависит от таких факторов, как географическое расположение, мощность и технологическая конфигурация, развитость транспортной инфраструктуры и доступность энергоресурсов. Для предварительной оценки можно принять, что стоимость 1 млн тонн перерабатывающих мощностей современного высокотехнологичного НПЗ составляет от 800 млн до 1,2 млрд долларов. Однако, точная стоимость, мощности переработки нефти и конфигурация будут определены в рамках ТЭО и ПСД», — сказано в официальных сообщениях Минэнерго о четвертом заводе.

Сказать – не значит сделать

Необходимость четвертого НПЗ в Казахстане – факт, который признают все эксперты в области энергетики. Но Олжас Байдильдинов считает, что строить его не будут, потому что у Казахстана для него отсутствует сырье. Звучит как будто бы абсурдно в нефтяной стране.

- Никто четвертый НПЗ строить не будет – нефти нет. В нефтяной отрасли наступили очень сложные времена, у «КазМунайГаза» - в том числе. В 2023 году добыча в Казахстане составила 90 млн тонн. Из них Тенгиз, Карачаганак, Кашаган – это 60 млн тонн. Из оставшихся 30 млн тонн 18 млн тонн идут на внутренний рынок, 12 млн тонн – на экспорт. Внутренний рынок поддерживается за счет экспорта этих 12 млн тонн – они перекрывают убытки, упущенную прибыль субсидируемого внутреннего рынка. Цены на ГСМ в Казахстане ведь не рыночные. Расширение Шымкентского НПЗ – это плюс 6 млн тонн к переработке. Таким образом получится, что на внутреннем рынке как минимум 24 млн тонн будут перерабатываться. Но нужно учитывать, что некитовая добыча 30 млн тонн для внутреннего потребления ежегодно падает, потому что месторождения старые, на многих добывать уже не рентабельно. Так что к 2030-2035 годам мы придем к ситуации, когда наша национальная добыча, за вычетом китов, вообще будет полностью равна внутреннему рынку. И это будет катастрофа, — прокомментировал корреспонденту «Жаңғырған Отан» Олжас Байдильдинов.

По его словам, чтобы обеспечить безубыточные цены, должен произойти существенный рост цен на все виды топлива внутри страны – и нефть, и нефтепродукты, и газ.

- Именно поэтому я и говорю, что ситуация в нефтянке вообще не сулит никаких позитивных прогнозов. Мощности Шымкентского НПЗ будут расширены, это в целом и требования правительства, и импортозамещение, и рост внутреннего потребления. Но нужно понимать, что даже этих 6 млн тонн свободных на рынке нет. «КазМунайГаз» перегружен социалкой. Китайские компании обеспечивают порядка 40% от всего нашего внутреннего рынка, они почти всю добываемую нефть поставляют нам на внутренний рынок, им за это нужно сказать спасибо. Я без всякой иронии всегда это подчеркиваю, что низкие цены на топливо для казахстанцев – это заслуга в том числе китайских компаний и «КазМунайГаза». Порядка 20-30% - это частные полуживые недропользователи-поставщики. В этих условиях даже 6 млн тонн для Шымкентского НПЗ невозможно найти на рынке, — говорит Байдильдинов.

- Китов нельзя обязать делиться?

- Тенгиз, Карачаганак, Кашаган внутреннему рынку нефть не дают и не обязаны это делать - контракты. Поэтому я постоянно озвучиваю, что они должны перейти на общие требования для всех компаний по поставкам части добычи на внутренний рынок. Но пока это нереально. Поэтому даже вопрос загрузки сырьем Шымкентского НПЗ после его расширения – серьезный вызов для правительства. Никто им системно сейчас не занимается. Единственная позиция, которую правительство постоянно озвучивает, что к 2030 году у нас будет свободный рынок и свободное ценообразование, будет единый рынок ЕАЭС, и эту нефть можно будет купить по мировым ценам за вычетом транспортировки, пошлин и так далее. То есть к 2030 году у нас вырастут цены на топливо. Я давно говорил о том, что Казахстан избыточным регулированием и низкими ценами убивали много лет нефтянку и инвестиции, а новых месторождений у нас нет.

- Безубыточное производство – это сколько должны стоить нефтепродукты в розницу?

- Простая цифра – в 2000-х, когда Касым-Жомарт Токаев был премьером, и сейчас, когда он президент, у нас одна цена на 92-й бензин – 40 центов. У всего, что есть в Казахстане, но нами не производится, долларовая себестоимость. Долларовые цены с учетом каждой девальвации снижаются, и потом просто догоняют этот безубыточный уровень. А он в данный момент – в районе 60 центов за 92-й бензин. Вот такой цена должна быть в Казахстане.

Александра Алёхова, фото Минэнерго, tengizchevroil.com, kmg.kz, kpo.kz и из личного архива Олжаса Байдильдинова