«Отсутствие государственного регулирования приведет к необоснованному и неоднократному росту цены энергетического угля, а именно включение не задействованных затрат для добычи и продажи энергетического угля. Так, необоснованно и неоднократно увеличенная цена энергетического угля служит основанием энергопроизводящим организациям для изменения утвержденного тарифа (цены) на производство энергии, что отражается на конечном уровне тарифа на снабжение тепловой и электрической энергией», — отмечается в анализе регуляторного воздействия, подготовленного АЗРК.
В агентстве отмечают, что по итогам анализа состояния конкуренции на рынке оптовой реализации угля было установлено доминирующее положение по энергетическому углю с долей 85 % ТОО «Богатырь Комир», которое оказывает значительное влияние на общие условия обращения товара. За последние 5 лет товарищество неоднократно повышало стоимость угля, в частности в 2020 году с 1,9 до 2,1 тыс. тенге/тонна, или на 9,9%, в 2022 году с 2,2 до 2,7 тыс. или на 21,5 %, в 2023 году с 2,7 до 2,9 тыс. или на 7%, а с 1 апреля 2024 года до 3,2 тыс. или на 5%.
В связи с наличием признаков установления монопольно высокой цены в отношении товарищества агентством был проведен ряд расследований. В 2020 году основанием для проведения расследования стал факт установления и поддержания монопольно высоких цен на уголь (с 1 января 2021 года повысил цену на отпуск энергетического угля потребителям РК с 1941 до 2133 тенге/тонна), по итогам которого снижена цена до 2044 тенге/тонна. В 2022 году вновь назначено расследование по аналогичному факту, которое было обжаловано Товариществом и судебным решением отменено. Далее, на решение суда первой инстанции Департаментом АЗРК по Павлодарской области подана апелляционная жалоба.
«Принятие мер антимонопольного реагирования в отношении субъекта рынка предполагает взимание штрафа в пользу государственного бюджета и не обеспечивает возврат средств (убытков, дополнительных издержек) напрямую потребителям из-за установления монопольно высоких цен. При этом, влияние стоимости энергетического угля на электроэнергию очень высокое и в структуре затрат станций достигает 60%. Это мультипликативно отражается на себестоимости продовольственных товаров, коммунальных услуг, где степень монополизации рынков значительно ниже и активно применяются меры ценового контроля», — констатируют в АЗРК.
Впрочем, цены поднимает не только одна компания. Агентство приводит такие данные по поставщикам энергетического угля:
- АО «Каражыра» в 2019 году реализовывало уголь по цене 3 330 тенге/тонна, за 2020 год – 3 458 тенге/тонна, за 2021 год – 3 599 тенге/тонна, за 2022 год - 3 822 тенге/тонна, за 2023 год - 4 425, без НДС.
- АО «Евроазиатская энергетическая корпорация»: за 2019 год – 2 260 тенге/тонна, за 2020 год – 3 707 тенге/тонна, за 2021 год – 2 765 тенге/тонна, за 2022 год - 3 153 тенге/тонна, за 2023 год - 3 888 тенге/тонна без НДС.
- ТОО «Kazakhmys Coal»: за 2019 год – 3 846 тенге/тонна, за 2020 год – 2 814 тенге/тонна, за 2021 год – 3 334 тенге/тонна, за 2022 год - 3 277 тенге/тонна, за 2023 год - 4 100 тенге/тонна, без НДС.
- ТОО «Ангренсор Энерго»: за 2019 год – 2 533 тенге/тонна, за 2020 год – 2 797 тенге/тонна, за 2021 год – 3 931 тенге/тонна, за 2022 год - 4 788 тенге/тонна, за 2023 год - 5 351 тенге/тонна без НДС.
-
ТОО «Sherubai Komir»: за 2022 год - 6 300 тенге/тонна, за 2023 год - 6 759 тенге/тонна без НДС.
По мнению АЗРК, это свидетельствует «о постоянном и без ограниченном в количестве раз увеличении стоимости энергетического угля для энергопроизводящих организаций, при этом, цена устанавливается угледобывающими предприятиями самостоятельно без государственного регулирования, то есть, обоснованность цены не регулируется».
Введение госрегулирования, полагают в ведомстве, приведет к обоснованности цены энергетического угля и ожидаемым изменениям тарифов на услуги тепловой и электрической энергии для конечных потребителей, в связи с тем, что в структуре цены будут обоснованные прямо задействованные затраты для добычи и продажи энергетического угля, которые будут регулироваться компетентным государственным органом. Разработка соответствующего законопроекта запланирована агентством на 2024-2025 годы.
Арина Александрова, фото pixabay.com