7 ноября

«Сильное государство — это не то, где много денег, а то, где есть справедливость и закон для каждого» - Төле би.

USD

494.87 KZT

EUR

520.65 KZT

RUB

4.91 KZT

7 ноября

«Сильное государство — это не то, где много денег, а то, где есть справедливость и закон для каждого» - Төле би.

USD

494.87 KZT

EUR

520.65 KZT

RUB

4.91 KZT

"Снижение штрафов для бизнеса преждевременно"

18 ноября
"Снижение штрафов для бизнеса преждевременно"
Субъекты торговой деятельности массово жалуются в парламент на непомерные штрафы, разоряющие микро и малый бизнес. Депутаты в рамках обсуждаемых сейчас в парламенте поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) предложили правительству пересмотреть ставки в сторону снижения как минимум по трем статьям КоАП: – части 5 статьи 193 (нарушение законодательства о регулировании торговой деятельности), части 1 статьи 415 (нарушение законодательства в области технического регулирования) и части 1 статьи 425 (нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов).

Была бы статья, нарушение найдется

В частности, члены фракции "Ак жол" Азат Перуашев и Ерлан Барлыбаев в предложенных ими поправках указали правительству на то, меры административного воздействия несоразмерны допущенным нарушениям.

"В настоящее время среди отдельных лиц распространена практика по направлению жалоб в государственные органы в целях привлечения субъектов внутренней торговли к ответственности. На практике имеются случаи, когда одно лицо подало на торговые объекты порядка 200 жалоб в целях привлечения субъектов бизнеса к ответственности, предусмотренной статьями 193, 415, 425 КоАП. Так, гражданин С. только в сентябре 2023 года подал в органы защиты прав потребителей более 30 жалоб. Правоприменительная практика только за последний год изобилует массой примеров наложения штрафов не пропорционально размеру допущенного правонарушения. За отсутствие ценников на товары народного потребления, стоимость которых зачастую не превышает 500 тенге (яйца, картофель, лук и пр.) на торговые объекты накладывались административные штрафы в размере 600 МРП (2 215 200 тенге в 2024 году, — Авт.). Очевидно, что торговые объекты суммы штрафов будут включать в стоимость товаров, что влечет за собой увеличение стоимости товаров", — указали депутаты в своих замечаниях.

Кроме того, депутаты обратили внимание правительства и на то, что неоднократно в ходе внеплановых проверок за наличие факта приобретения товара с ненадлежащей маркировкой (шоколад, сыр, булочки и т.д.) общей стоимостью не более 1000 тенге на торговые объекты накладывались административные штрафы в размере 1200 МРП (4 430 400 тенге в 2024 году).

"Также, как показала практика, статья 415 перекликается со статьей 425. Органы СЭС при наличии товаров с ненадлежащий маркировкой в разных случаях по-разному привлекают субъекты торговли к административной ответственности (ст. 415 КоАП с максимальной суммой штрафа в 1 200 МРП или ст. 425 КоАП с максимальной суммой штрафа 1600 МРП), что порождает коррупционные риски", — говорят в обоснование своих доводов депутаты.

Важен не размер штрафа, а пресечение нарушений

В данный момент часть 5 статьи 193 КоАП за повторное нарушение при продаже товаров без ценников либо при продаже товара по цене, не соответствующей ценнику, предусматривает штраф:

• на субъектов МСБ в размере 65 МРП (239 980 тенге в 2024 году);
• на субъектов среднего предпринимательства – в размере 120 МРП (443 040 тенге в 2024 году);
• на субъектов крупного предпринимательства – в размере 200 МРП (738 400 тенге в 2024 году).
Депутаты предлагают снизить размеры штрафов до 20, 30 и 60 МРП соответственно.

По части 1 статьи 415 КоАП за нарушения в области техрегулирования (например, реализацию товаров без маркировки) предусмотрены штрафы, которые при повторном нарушении в течение года уже санкционируются по части 2 статьи 415 КоАП:

• на физлиц первично в размере 90 МРП (332 280 тенге в 2024 году), при повторном нарушении – в размере 135 МРП (498 420 тенге в 2024 году);
• на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации первично в размере 195 МРП (719 940 тенге в 2024 году), при повторном нарушении – 360 МРП (1 329 120 тенге в 2024 году);
• на субъектов среднего предпринимательства первично в размере 310 МРП (1 144 520 тенге в 2024 году), в случае повторного нарушения – в размере 600 МРП (2 215 200 тенге в 2024 году);
• на субъектов крупного предпринимательства при первичном нарушении в размере 600 МРП (2 215 200 тенге в 2024 году), при повторном – в размере 1200 МРП (4 430 400 тенге в 2024 году).

По мнению депутатов Перуашева и Барлыбаева, ставки этих штрафов при первичном нарушении целесообразно снизить до 30, 60, 90 и 120 МРП соответственно с "принудительным отзывом несоответствующей продукции из обращения, для зданий и сооружений – приостановлением их эксплуатации до момента устранения нарушений или ликвидацией в случае невозможности устранения выявленных нарушений". Мажилисмены считают, что важен не размер штрафа, а исключение возможности для обращения несоответствующей продукции на рынке.

Часть 1 статья 425 КоАП касается нарушений в области санэпиднорм без причинения вреда здоровью человека. И по ней штрафы также внушительные:

• на физических лиц в размере 30 МРП (110 760 тенге в 2024 году);
• на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере 230 МРП (849 160 тенге в 2024 году);
• на субъектов среднего предпринимательства – в размере 310 МРП (1 144 520 тенге в 2024 году)
• на субъектов крупного предпринимательства – в размере 1600 МРП (5 907 200 тенге в 2024 году).

Мажилисмены предлагают правительству снизить размеры этих штрафов до 30, 100, 150, 200 МРП и обязательно разграничить статьи 425 и 415, чтобы исключить привлечение к ответственности по одной статье КоАП за нарушения, предусмотренные совсем другой статьей.

Предупреждение вместо наказания

Основные дебаты депутатов с правительством по поводу этих послаблений прошли еще летом, но на днях Азат Перуашев опубликовал официальный ответ Минюста на депутатские предложения. Из него следует, что госорган считает действующие меры ответственности для бизнеса адекватными и вообще превентивными, так что вести разговоры о снижении штрафов преждевременно.
В частности, по применению к бизнесу части 5 статьи 193 Минюст приводит статистику о принятии всего 47 административных постановлений, "что не является массовой практикой".

По части 1 статьи 415 в ответе ведомства депутатам сказано:
"Как известно, промышленные товары потенциально могут быть опасны. При этом, продукция выпускается в обращение партиями либо серийно. Соответственно, речь идет о больших количествах продукции, поэтому полагаем снижение размеров штрафов нецелесообразным".
Про одну из самых часто нарушаемых бизнесом статей КоАП – 425-ю про санэпиднормы – Минюст также отмечает, что государство и само в поправках в КоАП предусматривает снижение размеров штрафов для физлиц до 20 МРП, для должностных лиц, субъектов МСБ или некоммерческие организации до 160 МРП, для субъектов среднего предпринимательства до 210 МРП.

Кроме того, по данным Минюста, общая статистика свидетельствует о снижении количества штрафов по статье 425 в 4 раза в 2023 году – до 4,1 тысячи против 15,4 тысячи годом ранее. Также ведомство приводит данные о принимаемых государством мерах "по снижению нагрузки на бизнес":

• с 1 января 2024 года госконтроль и надзор перешел от наказания к профилактике;
• даже в случае выявления нарушений не применяются меры адмвоздействия, а даются рекомендации об их устранении;
• при выявлении нарушений высокой степени риска жизни и здоровью людей, применяются меры оперативного реагирования без штрафных санкций;
• в целях снижения коррупционных рисков формирование подлежащих проверке и контролю объектов уже во втором полугодии 2024 года происходит в автоматическом режиме с исключением человеческого фактора.

Обратим внимание на то, что в действующей редакции вышеперечисленных статей КоАП никаких предупреждений не предусмотрено, сразу штрафы. И контрольно-надзорные органы на практике применяют законы в прямом их толковании. Поэтому Азат Перуашев считает отказ правительства в пересмотре ставок административных взысканий для бизнеса неубедительным.

Казнить нельзя помиловать. Где запятая?

Возникает резонный вопрос – почему бы бизнесу не нарушать действующие нормы в области торговой деятельности санэпидблагополучия, чтобы затем не получать штрафы? В конце концов, речь идет о защите прав потребителей.

- Хороший и правильный вопрос. Задача законодательства, того же КоАП – пресекать и профилактировать возможные нарушения, создавать условия, при которых нарушать закон будет невыгодно. Но есть ведь еще и принцип соразмерности, когда ответственность за нарушение должна быть соразмерно степени тяжести. Мы считаем, что меры ответственности, предусмотренные в этих статьях, нарушают принцип соразмерности. Они не профилактируют нарушения, а носят респрессивный характер, — ответил «Жаңғырған Отан» Азат Перуашев.


  А предприниматель из Темиртау Марина Бошель рассказала, что до пандемии подобных мер, уничтожающих предпринимательство, в Кодексе об административных правонарушениях не было.

- Когда государство ввело ковидные ограничения, особенно по части санэпидтребований, а отдельные субъекты бизнеса их нарушали подпольным проведением тех же тоев с явным несоблюдением принятых на тот момент мер для защиты населения, как раз по предложению депутатов штрафы и увеличили в 13 раз. Это сработало. Но сейчас наступили мирные времена, и пора вернуться к допандемийным ставкам штрафов, которые были экономически просчитаны с учетом тяжести нарушений и оборотов бизнеса. У нас есть конкретный случай, когда женщине-предпринимателю назначили штраф в 230 МРП, и ее буквально сняли с веревки. Потому что у малого бизнеса чистая прибыль может быть 100-200 тысяч в месяц, а такой карательный штраф – конец делу. Нужно будет год не есть, не пить, чтобы рассчитаться за трещину в кафеле на полу, например, — прокомментировала ситуацию Марина Бошель.

По ее словам, санитарные требования и штрафы за их нарушения таковы, что даже самый законопослушный бизнес в любом случае нарушит – в магазине, учреждении образования или в аптеке не может быть также стерильно, как в операционной.

- Кроме того, при госрегулировании цен на многие виды продукции (социально значимые продукты питания и лекарства) маржинальность малого бизнеса упала до 1,5-5%, тогда как с точки зрения рентабельности на амортизацию любому предпринимателю требуется минимум 10%. На чем экономить, если не на треснувшей плитке, когда есть масса обязательных безотлагательных платежей? Я считаю, что государству стоит пересмотреть подходы к контролю за предпринимательством – все хотят работать, платить налоги, и делать это максимально честно и открыто, но нужен шаг навстречу предпринимателям. Снизьте планку требований, зачастую чрезмерно завышенных, и число потенциальных нарушителей снизится. Здоровый бизнес, не обремененный огромными штрафами, будет государству полезнее, — считает Марина Бошель.

Александра Алёхова, фото akzhol.kz, pixabay.com и из личного архива Марины Бошель