7 ноября 2024

«Наихудшее государство — это то, в котором народ страдает, а правители живут в роскоши» — Платон.

USD

514.94 KZT

EUR

583.74 KZT

RUB

6.13 KZT

7 ноября 2024

«Наихудшее государство — это то, в котором народ страдает, а правители живут в роскоши» — Платон.

USD

514.94 KZT

EUR

583.74 KZT

RUB

6.13 KZT

Казахстан становится "экологическим огородом" для соседей

9 апреля
Казахстан становится "экологическим огородом" для соседей
Перспективы Казахстана как поставщика переработанной сельхозпродукции обсуждаются на всех уровнях практически все годы независимости. Однако до сих пор страна остается лишь экспортером зерна, а позиции, к примеру, даже поставщика муки, теряются с каждым годом. Что происходит на рынках и почему складывается такая ситуация, в мажилисе на круглом столе рассказали сами производители и переработчики.

Еще в начале 2000-х годов Казахстан занимал лидирующие в мире позиции как экспортер муки. Главным покупателем казахстанской муки был Узбекистан, туда уходил едва ли не каждый второй мешок муки. В 2007 году Казахстан вышел на первое место в мире по объему экспорта муки с показателем почти 1,5 млн тонн, и этот рост продолжался до 2010 года, достигнув 2,3 млн тонн. А потом начался "обратный отсчет".

Одна из ключевых причин, по мнению переработчиков, заключается в том, что сегодня Казахстан на абсолютно одинаковых условиях продает на одни и те же рынки и зерно, и муку. Более того: стимулируется преимущественно экспорт именно зерна, а не продуктов его переработки. К примеру, в текущем году выделено 40 млрд тенге на субсидирование транспортных расходов на экспорт зерна в направлении портов Азовского, Черного и Балтийского морей, а также транзитом через Туркменистан в Иран, Афганистан, Таджикистан и Узбекистан.

"Все традиционные покупатели нашей муки перешли на закуп нашей пшеницы, развивая собственные перерабатывающие мощности. Более того, применяют меры нетарифных ограничений в торговле, — рассказал президент объединения юридических лиц «Союз зернопереработчиков Казахстана» Жомарт Мотышев. - Наши южные соседи покупают казахстанское зерно, потому что уже имеют собственную мукомольную промышленность. Казахстанское зерно перерабатывается в муку, которая отправляется в другие страны Центральной Азии и Афганистан. К тому же на сегодня страны Центральной Азии сфокусированы на развитии внутренней переработки и умело применяют меры нетарифного регулирования возле зерна и муки и транзита казахстанской муки железнодорожным транспортом. К примеру, в Узбекистане, введены дифференцированные ставки импортных пошлин на ввозимое зерно 0%, на ввозимую муку 10%. Таджикистан применяет дифференцированный НДС при импорте зерна и муки: при импорте зерна 10%, при импорте муки 18%. Это создает неравный доступ товаров на этот рынок. В последние годы Таджикистан наращивает импорт зерна, доведя его объемы свыше 1 млн тонн в год и планомерно сокращая импорт муки. Афганистан увеличил таможенный платеж на ввоз импортной муки на 10%, от стоимости за тонну ввезенной продукции, было 5%. При этом ввоз импортной пшеницы на их территорию оставили прежние 5%. Таким образом, Афганистан наращивает импорт зерна для развития собственной переработки, вследствие чего мука казахстанского производства становится невостребованной на их территории".

Сокращение внешнего спроса, соответственно, приводит к сокращению мукомольного производства внутри Казахстана. А это тянет уже всю цепочку, до сокращения количества предприятий, высвобождения работников, снижения налогов и так далее. Уже сегодня мощности зерноперерабатывающих предприятий загружены всего на 39%.
"При сохранении существующего положения, в ближайшие годы Казахстан потеряет экспортный рынок муки окончательно, превратится в поставщика сырья для переработки в соседних странах. Экологический огород, так называют нас наши соседи-импортеры. Отрасль в ближайшие пять лет будет поставлять на экспорт не более 500 тысяч тонн муки. С такими же трудностями будут сталкиваться все перерабатывающие отрасли АПК, развивающие свой экспортный потенциал. Это системная проблема", — считает Жомарт Мотышев.
Не получается у Казахстана и наладить поставки мясной продукции. Государственная программа развития мясного животноводства привела к увеличению поголовья, фермеры даже начали продавать живой скот на внешние рынки, кстати, преимущественно тоже в соседний Узбекистан (который взялся за развитие собственной мясоперерабатывающей отрасли). Однако в 2019 году экспорт КРС из Казахстана запретили, и вскоре скот пошел под нож – нет рынков сбыта. При этом в Мясном союзе Казахстана уверены: место страны на внешних рынках – поставщик качественной говядины, премиальных стейков, а вовсе не колбасы и тушенки.

Арина Александрова, фото apk-news.kz и gov.kz

Читайте также