В Консультативном документе регуляторной политики к проекту закона «О внесении изменений и дополнений некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования трудового законодательства» выделено шесть ключевых проблем.
Первой проблемой минтруда считает отсутствие механизмов заключения трудового договора в электронной форме. Несмотря на то, что цифровизация активно внедряется во все элементы, трудовое законодательство все еще не адаптировано к цифровым форматам взаимодействия сторон трудовых отношений.
Согласно официальным данным, сегодня более 90% трудовых договоров регистрируются через Единую систему трудовых договоров (ЕСТД), однако многие заключаются первоначально в бумажной форме и затем оцифровываются. Минтруда планирует законодательно ввести положения, разрешающие заключать трудовые договоры сразу в электронной форме с использованием ЕСТД. Плюсы такого механизма очевидны – это уменьшение документооборота, повышение доступности и прозрачности; снижение затрат для работодателей и работников. Однако для реализации этой возможности требуется решить системные проблемы по обеспечению цифровой инфраструктуры, особенно в сельских и отдаленных регионах.
Вторая проблема – это отсутствие нормативного закрепления современной системы оценки условий труда и профессиональных рисков. Действующая сегодня процедура аттестации, по мнению министерства, устарела, не отражает индивидуальные условия труда и не обеспечивает превентивных мер, применяется формально и не охватывает индивидуальные риски. Между тем, утвержденная Концепция безопасного труда на 2024–2030 годы предполагает переход к цифровой карте охраны труда, интегральной и индивидуальной оценке рисков. Именно этот переход, поэтапно от аттестации объектов к индивидуальной оценке рисков и предлагается законодательно закрепить. Критерии такой оценки будут разработаны позднее, в рамках подзаконных нормативных правовых актов.
На третьем месте - отсутствие правового регулирования вопросов сексуального домогательства в сфере труда. В действующем Трудовом кодексе сегодня нет даже просто понятий, что считать сексуальным домогательством; соответственно, нет и правовых гарантий и механизмов рассмотрения жалоб. А проблема домогательств есть: по данным соцопросов, до 30% работников сталкивались с неэтичным поведением, отсутствует чёткий механизм обращения и защиты. На первом этапе минтруда предполагает законодательное закрепление понятий домогательств и регламентацию процедур подачи жалоб. Также будет закреплена обязанность работодателя по предотвращению домогательств. Вместе с тем, в министерстве не исключают, что внедрение таких мер может встретиться с их непринятием со стороны работодателей, либо же будут неправильно применяться в практике. Ключевой причиной таких опасений, по мнению минтруда, является «отсутствие правовой культуры, страх публичности, репутационные риски».
Следующая проблема, требующая законодательного решения – это избыточная детализация функций уполномоченного органа по труду в трудовом кодексе (всего закреплено более 40 функций). Планируется перенести часть этих функций на уровень подзаконного акта, сократив тем самым количество норм закона на 30%Пятая проблема – это фактическое неучастие местных исполнительных органов в реализации мероприятий по предупреждению и разрешению коллективных споров и забастовок. Причина такой, можно сказать, устраненности МИО, заключается в том, что несколько лет назад было принято решение вывести трудовые инспекции из подведомственности акиматов. Интересно, что при этом законодательно за акимами сохраняется ответственность за социальную стабильность в регионе, акимы возглавляют региональные трёхсторонние комиссии по социальному партнёрству. Поэтому планируется законодательно закрепить роль акимов и местных исполнительных органов в социальном партнёрстве, усилить их участие в комиссиях по социальному партнерству.
Последняя, шестая проблема – это недостаточное регулирование статуса, членства и прозрачности деятельности профсоюзов. Согласно действующей практике, после регистрации профсоюза его статус не подтверждается в дальнейшем, что может привести к фиктивной деятельности. Также законодательно не закреплена обязанность представления отчётности перед членами. Сегодня профсоюзы обязаны подтверждать наличие филиалов только на первом этапе. Ну а отсутствие обязательной отчётности, по мнению минтруда, снижает доверие к профсоюзам и их прозрачность.
Разработка непосредственно законопроекта запланирована на конец 2025 года, а принятие и вступление норм в действие – не ранее середины 2026 года.
Арина Александрова, изображение сгенерировано ИИ