7 ноября 2024

«Главная цель государства - достижение общего блага. Без мудрости и добродетели правителей это невозможно» - Аль-Фараби.

USD

523.86 KZT

EUR

544.34 KZT

RUB

5.11 KZT

7 ноября 2024

«Главная цель государства - достижение общего блага. Без мудрости и добродетели правителей это невозможно» - Аль-Фараби.

USD

523.86 KZT

EUR

544.34 KZT

RUB

5.11 KZT

Трансформация медстрахования: что собирается изменить минздрав

19 декабря
Трансформация медстрахования: что собирается изменить минздрав
Министерство здравоохранения разработало проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного социального медицинского страхования". Этот документ стал логичным продолжением декларируемой министерством политики, сводящейся к тому, что система здравоохранения, несмотря на недовольство граждан, улучшилась, а для кардинальных изменений отрасли недостаточно финансирования. Одновременно поправками учитывается растущий дефицит республиканского бюджета, которому с каждым годом все сложнее обеспечивать социальные обязательства государства.

Так, сегодня системой медицинского страхования охвачено 16,7 млн человек, или 83% населения страны. Из них 11,9 млн (58,9%) отнесены к льготным категориям населения, взносы за которых платит государство. И, напомним, за всех граждан государство оплачивает гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). В 2024 году Фонд социального медстрахования уже неоднократно сообщал о недостатке средств, и, как следует из промежуточных отчетов об исполнении республиканского бюджета, недоплата средств произошла именно за из бюджета, а не от работающего и самостоятельно оплачивающего обязательные взносы населения.

При этом около 3,5 млн (17,5%) человек остаются вне системы ОСМС. В их числе, как информирует минздрав, 2,5 млн граждан с благополучным и удовлетворительным уровнем жизни; и 1 млн – это граждане, относящиеся к кризисным и экстренным уровням социального благополучия, которые имеют низкий уровень дохода, не позволяющим удовлетворить базовые потребности семьи. Чтобы вовлечь этих граждан в систему ОСМС и, соответственно, обеспечить им доступ к медпомощи, законопроектом предлагается их взносы оплачивать за счет местных бюджетов по факту их обращения за медицинской помощью. Также на местные бюджеты перейдет обязанность по уплате взносов в систему ОСМС за официально зарегистрированных безработных на местные бюджеты. Таким образом, по расчетам минздрава, в 2026 году системой ОСМС дополнительно будут охвачены 1 млн человек.

Законопроект предусматривает также внедрение Единого пакета медицинской помощи. Сегодня медуслуги разделены на два пакета – ГОБМП и ОСМС, и нередко у пациентов возникают проблемы с получением услуг, поскольку в медорганизациях есть установленные лимиты в рамках этих пакетов. В едином пакете минздрав обещает устранить дублирующие услуги и четко разграничить ГОБМП и ОСМС.

Кроме того, говорится в пояснении минздрава, данные меры позволят обеспечить гарантии доступности базовой помощи населению вне зависимости от статуса застрахованности.
"С 2026 года планируется сделать бесплатной консультативно-диагностическую помощь при подозрении на весь перечень социально значимых заболеваний, таким образом, наши граждане смогут бесплатно пройти диагностику, своевременно выявить заболевания, что позволит улучшить состояние здоровья и в целом качество жизни (на сегодня в рамках ГОБМП диагностика проводится только по туберкулезу и ВИЧ–инфекции, диагностика остальных социально значимых заболеваний - в рамках ОСМС)", — поясняет министерство.
Разграничение пакетов, напомним, подразумевает не только устранение дублирования услуг, но и перенос большей части этих услуг из пакета ГОБМП в пакет ОСМС. По плану минздрава, к 2027 году все заболевания, подлежащие динамическому наблюдению, и 7 групп социально значимых заболеваний, а также первичная медико-санитарная помощь перейдут в пакет ОСМС – то есть, оплачиваемый за счет взносов граждан. В пакете ГОБМП, который оплачивается государством, останутся объемы медицинской помощи онкогематологическим пациентам, скрининги на онкозаболевания и консультативно-диагностическая помощь при подозрении на весь перечень социально значимых заболеваний для обеспечения ранней профилактики.

В цифровом выражении это будет выглядеть так: в 2027 году соотношение расходов будет 30% на ГОБМП и 70% на ОСМС (в текущем году соотношение расходов составляет на ГОБМП – 57% и ОСМС – 43%). Таким образом, основная часть обязательств будет перенесена в систему страхования в реализацию принципов солидарной ответственности за здоровье.

При этом, поскольку такой перенос услуг из одного пакета в другой, значительно увеличит затраты по пакету ОСМС, может возникнуть еще больший, чем сегодня, дефицит средств. Минздрав предлагает решить этот вопрос таким образом: для обеспечения финансовой устойчивости системы на первом этапе (с 1 января 2026 года) предлагается повышение верхнего предела базы для исчисления взносов в систему ОСМС (с 10 до 50 МЗП). В результате в систему ОСМС поступит дополнительно порядка 234 млрд тенге в год и произойдет переход от регрессивного обложения ставками взносами ОСМС на плоскую шкалу обложения. Эти изменения коснутся не всех, а порядка 9% всех наемных работников и их работодателей.

Судя по всему, это лишь первый шаг, и в дальнейшем должно последовать увеличение ставок взносов в ОСМС и для остальных плательщиков. Однако пока в законопроекте таких норм не содержится.
Законопроект представлен министерством на публичное обсуждение на портале "Открытые НПА" до 5 января 2025 года.

Арина Александрова, фото gov.kz