Конечно, сделка по бросовой цене совершенно не выгодна должнику, поскольку бремя погашения разницы между суммой его долга и тем, сколько удалось выручить при продаже арестованного имущества, ложится на его плечи. Не заинтересован в этом и кредитор. В выигрыше остается только удачливый покупатель, который вовремя подсуетился.
Самый простой способ – сорвать первый аукцион, который проводится с повышением цены. Дельцы предлагают максимально высокую цену, но потом не выкупают лот. В результате аукцион признается несостоявшимся, а дальше торги идут уже на понижение.
С землей все еще проще. По закону участки торгуются от кадастровой стоимости, которая, как правило, значительно ниже стоимости рыночной. И здесь главное успеть: тогда на помощь покупателю приходит специальное программное обеспечение, которое моментально фиксирует цену в самом начале торгов.
Например, торги по продаже земельного участка в Астане завершились за 0,2 секунды! В результате имущество победителю аукциона досталось за 7,5 млн тенге, в то время, как рыночная цена лота как минимум 100 млн. Точно так же продался земельный участок в Акмолинской области: в 15 раз дешевле оценочной стоимости, всего за 2 млн тенге.
Так что сейчас в парламенте думают над тем, как ликвидировать все эти серые схемы. Например, есть предложение внести поправки, разрешающие продолжать аукцион на повышение при подтверждении равного ценового предложения. Или предложить купить имущество участникам, подтвердившим предыдущее ценовое предложение, если вдруг победитель аукциона платить отказывается.
- Мы предлагаем на законодательном уровне закрепить, чтобы и эти документы распределялись электронно и равномерно, — заявил в парламенте председатель республиканской палаты частных судебных исполнителей Айдос Иманбаев, — тогда не будет всей этой подконтрольности и аффилированности частного судебного исполнителя. А он процессуальное лицо, вообще-то!
Кстати, интересно, но частные судебные исполнители не входят в круг лиц, которые можно привлечь за коррупцию!
- Это парадокс, коррупции в этой сфере много, а ЧСИ ни за что не отвечает! – заявил депутат Марат Башимов, — более того, проверки деятельности ЧСИ, которые проводят территориальные департаменты юстиции по жалобам граждан везде нивелируются. Наказания по итогам этих проверок дисциплинарными комиссиями при палатах частных исполнителей не поддерживаются, нарушителей просто уводят от ответственности!

- Да, я признаю, что на местах происходит некоторое сращивание интересов. Назрела необходимость дальнейшей цифровизации этих процессов. Считаю также, нужно исключить возможность снятия дисциплинарных взысканий с ЧСИ в течение 6 месяцев, как указано в трудовом кодексе. Ну и наличие двух таких взысканий должно стать основанием для лишения лицензии, — заключил Сарсембаев.
Бахыт Нуржанова, фото gurk.kz, из архива Айдоса Иманбаева и сгенерированное ИИ изображение