7 ноября 2024

«Государство – это не кто-то отдельно, это мы все» — Франклин Делано Рузвельт.

USD

503.42 KZT

EUR

542.08 KZT

RUB

6 KZT

7 ноября 2024

«Государство – это не кто-то отдельно, это мы все» — Франклин Делано Рузвельт.

USD

503.42 KZT

EUR

542.08 KZT

RUB

6 KZT

Почему Казахстан утопает в мусоре

26 марта
Почему Казахстан утопает в мусоре
Проблему управления отходами обсудили в среду на заседании правительства. Отходы – от промышленных до бытовых, в стране продолжают накапливаться, а масштабные программы по переработке и утилизации, инициированные еще несколько лет назад, никак не выйдут на заявленные темпы.

Согласно официальным данным, ежегодно в стране образуется более 4,5 млн тонн коммунальных отходов. Уровень их переработки в 2024 году составил 25,8%, при плане 30%. Наименьшие объемы переработки зафиксированы в таких областях: Ұлытау – 12%, город Алматы - 7,3%, Мангистауская область – 5,5%, Северо-Казахстанской область – 5% и в городе Шымкент – 3,5%.

Министр экологии и природных ресурсов Ерлан Нысанбаев отметил, что одной из ключевых проблем такой ситуации является низкая экономическая привлекательность сферы переработки отходов. Дело в том, что с момента принятия в 2021 году нового Экологического кодекса, акиматы должны были пересмотреть и утвердить на маслихатах тарифы на твердые бытовые отходы. Но на сегодняшний день из 211 районов и городов страны тарифы пересмотрены только в 155. С наибольшим количеством районов и городов, где не пересмотрены тарифы, стали Павлодарская (3 из 13), Восточно-Казахстанская (3 из 11) и Алматинская (3 из 11) области. Действующие тарифы на ТБО зачастую не покрывают реальных затрат спецпредприятий. Например, в городе Атырау утвержден тариф в размере 379 тенге, тогда как разработанный акиматом составлял 527 тенге.

«Решение этого вопроса предусматривается за счет механизма ГЧП, через утверждение предельного, то есть экономический привлекательного тарифа на ТБО. Разница между текущим и экономически привлекательным тарифами будет возмещаться частному партнеру за счет утилизационных платежей. Для повышения эффективности мы спускаем компетенцию по утверждению предельных тарифов на уровень акиматов. Поправки в законодательство находятся в мажилисе парламента. В целях системного решения вопроса министерством разработаны поправки в Кодекс в части периодичности пересмотра тарифа на ТБО не реже одного раза в 3 года», — пояснил Нысанбаев.
В 2024 году была возобновлена программа выплат спецпредприятиям по управлению отходами - ЕсoQolday. На 2025 год предусмотрено 9,2 млрд тенге. Выплаты направлены на стимулирование раздельного сбора и переработку отходов с получением готовой продукции. К примеру, за тонну собранных и переработанных полимерных отходов сумма выплат в этом году составляет более 71 тыс. тенге. Кроме того, упрощены требования по освобождению от уплаты утильсбора производителей и импортеров, имеющих собственную систему переработки отходов.

Также для строительства мусороперерабатывающих заводов в крупных городах утвержден механизм льготного финансирования за счет утилизационного платежа, в виде займов под 3% годовых сроком до 15 лет с каникулами по выплатам до двух лет. В рамках последнего направления уже представлены 67 проектов на сумму 316,9 млрд тенге, из которых 43 проекта по переработке отходов. Из общего количества 9 проектов на сумму 47,3 млрд тенге уже одобрены Фондом развития промышленности (ФРП), и 6 из них профинансированы «Жасыл даму» на сумму 4,1 млрд тенге. По 3 проектам ведутся работы по заключению договоров о предоставлении средств, 15 проектов находятся на рассмотрении в Фонде, по 43 проектам ведутся доработки по замечаниям ФРП.

Но, как отметил министр, полностью проблему переработки отходов эти проекты не решат. Их реализация позволит увеличить мощность переработки на 1,1 млн тонн в год, а при полной загрузке создаваемых мощностей доля переработки достигнет 40%.

Помимо коммунальных, в стране есть и промышленные отходы, их объем достигает миллиарда тонн в год. На горнодобывающую промышленность и разработку карьеров приходится 70% таких отходов, 15,8% добавляет обрабатывающая промышленность, еще почти столько же – другие секторы экономики. Законодательно предусмотрены требования для предприятий по управлению отходами, и штрафы за их несоблюдение. С 2022 по 2024 годы за нарушение экологического законодательства в части нарушения требования по управлению отходами наложено 405 штрафов на сумму 14,3 млрд тенге. Но разрабатывать спецпрограммы и внедрять технологии без дополнительных экономических стимулов, судя по докладам чиновников, предприятия не торопятся. Министр предложил провести анализ действующих законодательных требований, инструментов стимулирования и поддержки с тем, чтобы сформировать единые требования и разработать общестрановую концепцию управления всеми видами отходов.

Арина Александрова, фото ortcom.kz и pixabay.com