Сколько в стране людей с особыми потребностями
По официальным данным на начало 2024 года в Казахстане проживают 724,9 тыс. лиц с инвалидностью. Это - 3,6% от общей численности населения. Из них, имеют затруднения в передвижении - 204,9 тыс. чел., в том числе 30,5 тыс. детей (14,9%).
Количество детей с инвалидностью до 18 лет составляет 109,5 тыс., или 15,1% от общего числа лиц с инвалидностью, и 1,6% от детского населения страны.
Проведенный анализ показывает, что наблюдается рост детской инвалидизации на 11,4% (в 2023 г. – 109 496 чел., 2022 г. – 104 260 чел., 2021 г. – 98 254 чел.). В структуре в основном преобладают дети от 7 до 18 лет (74 928 детей или 68,4 %).
Количество получателей государственных социальных пособий по инвалидности составило 545,5 тыс. человек.
Государство выплачивает специальные пособия по инвалидности, обеспечивает эту категорию граждан специальными средствами. Сегодня индивидуальными программами абилитации и реабилитации охвачено до 92,9% людей с инвалидностью (в 2022 – 90,8%, 2021 – 81,3%, в 2020 году - 78,8%). Более 54 тыс. лиц с инвалидностью по зрению (95%) обеспечены тифлотехническими (16 видов), сурдотехническими средствами (92,9%), включая услуги по замене речевых процессоров к кохлеарным имплантам. Практически полностью обеспечен охват услугами специалиста жестового языка (99,4%). Для 29 тыс. лиц с инвалидностью первой группы, имеющих затруднения в передвижении, предоставляются услуги индивидуальных помощников.
Что касается трудоустройства, по состоянию на 1 августа 2024 года количество трудоспособных лиц с инвалидностью составляет 420,3 тыс. человек (58%). Из них официально работают – 135,9 тыс. человек (32%), в основном в сферах торговли, предоставления услуг.
С чем возникают проблемы
В проекте концепции акцент сделан на восприятие обществом людей с особыми потребностями. Указывается, что в стране сегодня «преобладают традиционная (модель благотворительности) и медицинская (модель функциональной ограниченности) модели понимания инвалидности, которые не в полной мере соответствуют ожиданиям граждан и мировым тенденциям в сфере социальной защиты лиц с инвалидностью».
Собственно, на этом в своей работе сосредоточено и государство. С самого начала на уровне государства внимание уделялось медицинской реабилитации и предоставлению технических вспомогательных средств, таких как протезы и ортопедические изделия. При этом, «отсутствовал комплексный подход, который включал в себя меры социальной и профессиональной реабилитации, необходимые для полноценной интеграции лиц с инвалидностью в общественную жизнь и рынок труда».
В концепции отмечено, что сегодня лица с инвалидностью являются одним из наиболее экономически уязвимых групп населения. А текущие расходы на проживание, питание, оплату коммунальных услуг, включая медицинские услуги и лекарства, не обеспечивают достаточного уровня жизни, в том числе их семей.
«Несмотря на принимаемые государством меры содействия занятости, уровень трудоустройства лиц с инвалидностью в стране составляет всего 33%, тогда как в странах ОЭСР данный показатель не ниже 60-70%. Большинство предприятий не соблюдают квоту по трудоустройству лиц с инвалидностью, не обеспечивают безопасные условия труда. Слабо развивается профессионально-трудовая реабилитация, включающая в себя комплекс мер по возврату трудоспособности, трудоустройству или обучению новой профессии», — подчеркивается в концепции.
Не развита в стране и культура инклюзивности. Текущие практики и подходы, которые предполагают равные возможности для всех людей, независимо от их физических или интеллектуальных особенностей, «не стали полноценной нормой в повседневной жизни».
«Это стало одним из основных препятствий к формированию инклюзивного общества, где каждый человек может полностью реализовать свой потенциал и быть частью социальной и экономической жизни. На слабом уровне проводится информационная и образовательная работа, направленная на повышение осведомленности общества о разнообразии и уникальности людей с инвалидностью, их правах и возможностях», - говорится в документе.Лица с инвалидностью сталкиваются с трудностями в доступе к качественному образованию, что ограничивает их возможности для дальнейшего трудоустройства и социализации. Присутствует недостаточная методическая подготовка педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, отсутствуют специальные условия и адаптированные программы обучения. Также есть недостаток непрерывного психолого-педагогического сопровождения.
Отмечается, что дискриминация присутствует даже на уровне терминологии, в том числе официальной. «Используемые в нормативной среде термины, такие как «умственное нарушение», «дефект», «недоразвитие», «слабоумие» и другие, характерные для традиционного медицинского понимания инвалидности, способствуют формированию в обществе культуры жалости к лицам с инвалидностью и усугубляют их стигматизацию. В правовых документах на казахском языке применяется ряд устаревших и спорных терминов («жарымес», «сал адам», «кемтар»)», — подчеркивается в концепции.
Что будут менять
Начинать предлагается с теоретического подхода, изменив само понимание инвалидности. Согласно концепции, инвалидность, это - «социальное явление с концептуальным переходом от традиционной и медицинской моделей понимания инвалидности к социально-правозащитной модели».
«Реформирование политики в отношении лиц с инвалидностью затронет все сферы общественной и государственной жизнедеятельности. В первую очередь помощь в преодолении трудностей в развитии нуждающихся детей, в их обучении, в социализации, подготовке к инклюзии, к социально-бытовой и трудовой деятельности лиц с инвалидностью будут рассматривать с позиции био-психо-социальной основы развития человека, что позволит проводить оценку индивидуальных потребностей лица с инвалидностью в комплексе, без дискриминации его трудностей и проводить комплексную помощь на основе его потребностей», — говорится в документе.
Будет проведена ревизия национального законодательства на предмет исключения дискриминирующих положений для людей с инвалидностью. Терминологию заменят на более корректную. Планируется особое внимание уделить защите прав женщин и детей с инвалидностью от любых проявлений дискриминации, а национальное законодательство дополнится положениями, закрепляющими право лиц с инвалидностью на семью, неприкосновенность частной жизни и индивидуальную самостоятельность.
В системе социальной защиты должен быть осуществлен переход от заявительного характера к выявительному. То есть, не дожидаться, когда человек придет за помощью сам, а находить его заранее, или, как любят говорить чиновники, превентивно. Главным инструментом здесь должна стать цифровая карта семьи, которую сейчас внедряют по всей стране. Посредством этой карты чиновники должны видеть реальное состояние каждой казахстанской семьи в реальном времени, и исходя из этих данных, предоставлять в случае необходимости конкретные меры помощи и поддержки.
Будет продолжена «реализация мер по устранению барьеров, препятствующих лицам с инвалидностью иметь равные с другими гражданами возможности для трудоустройства и карьерного роста». Это - совершенствование нормативной правовой базы в сфере соблюдения и защиты трудовых прав лиц с инвалидностью. Подчеркивается, что важное значение будет иметь обеспечение прав лиц с инвалидностью на справедливые и благоприятные условия труда, включая применение разумного приспособления, внедряемого по согласованию с работником с инвалидностью, безопасную и здоровую рабочую среду.
Что будет к 2030 году
За масштабным документом из большого количества умных и правильных слов всегда стоят конкретные показатели. Их, кстати, разрабатывают тоже сами чиновники. И, судя по индикаторам, которые включены в проект концепции, кардинальных изменений в сфере инклюзивности ждать не стоит.
Согласно документу, результаты реализации концепции будут такими:
- доля лиц с инвалидностью, проживающих за чертой бедности должна к 2030 году составить 1,0% (сейчас 1,2%);
- количество людей, охваченных семейными формами устройства, от общего числа получателей специальных социальных услуг в условиях стационара, будет доведено с 5% до 30%;
- доля инвалидов, зарегистрированных на бирже труда и трудоустроенных в течение года – 100%;
- число организаций образования, создавших благоприятные условия и среду для обучения детей с особыми образовательными потребностями, вырастет с 20% до 80%;
- количество социально-значимых объектов, доступных для лиц с инвалидностью - до 100%.
P.S. Пока неизвестно, сколько бюджетных средств понадобится чиновникам на воплощение задуманного в реальность. Но о том, как они порой осваиваются, хорошо видно на примере свежей сводки Антикора: руководитель корпоративного фонда общества глухих из ВКО перечислила на свою карточку 115 млн тенге, предназначенных для оказания инвалидам услуг сурдоперевода.
Арина Александрова, фото pixabay.com