Права и обязанности
Законопроект определяет, что госорганы обязаны реализовывать государственную политику, направленную на профилактику правонарушений, разрабатывать соответствующие нормативные акты, выявлять и нейтрализовывать риски возникновения правонарушений, проводить разъяснительную работу в СМИ.
За гражданами закрепляются права: принимать добровольное участие в охране общественного порядка, предупреждать и пресекать правонарушения, требовать от других соблюдения общественного порядка, и даже применять силу – «в целях пресечения правонарушений и задержания правонарушителей физическую силу и другие средства, если иными способами достичь указанных целей не представляется возможным».
Впрочем, ограничения по силе предусматриваются: не должно быть допущено превышение необходимых мер. Также запрещается применять специальные средства и боевые приемы борьбы в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст известен или очевиден, кроме случаев совершения ими вооруженного либо группового нападения.Всем структурам – по компетенциям
Законопроект распределяет профилактику правонарушений между всеми структурами, от правительства до бизнес-сообщества.
- Так, за правительством закрепляется разработка государственной политики в области профилактики правонарушений; принятие мер по «по недопущению кризисных демографических процессов, сдерживанию резкого роста безработицы и падения уровня жизни населения, влекущих рост числа правонарушений». Правительство будет создавать республиканскую межведомственную комиссию по профилактике правонарушений. И ежегодно предоставлять президенту страны Национальный доклад о состоянии общественной безопасности (профилактики правонарушений).
- В компетенцию местных представительных органов (маслихатов) войдет утверждение и контроль местных бюджетов в части расходов на профилактику правонарушений; заслушивание отчетов руководителей и должностных лиц субъектов профилактики правонарушений о проводимой ими работе; утверждение составов региональных межведомственных комиссий по профилактике правонарушений (представлять кандидатуры в эти комиссии будет аким соответствующего уровня). Также маслихаты будут контролировать действующие при акиматах комиссии по поощрению граждан, участвующих в профилактике правонарушений.
- Акиматы, в свою очередь, получат полномочия реализовывать госполитику по профилактике правонарушений в своих регионах; обеспечивают функционирование всех необходимых систем и структур, создают комиссии, проводят мониторинг, работают с обществом.
- Наибольшее количество компетенций, конечно же, у силовых структур. Так, за органами внутренних дел закрепляются реализация мер по профилактике правонарушений, участие в правовом воспитании граждан, профилактический учет и индивидуальная профилактика, выявление родителей и опекунов, совершающих противоправные действий в отношении детей, правовая подготовка общественных помощников, установление административного надзора, оформление предостережений и предписаний, административные задержания и целый ряд других. Всего за органами внутренних дел предлагается закрепить 44 компетенции по профилактике правонарушений. Это – максимальное количество компетенций, предусмотренных в законопроекте.
Как поможет цифровизация
Законопроект предусматривает интеграцию современных технических возможностей в систему профилактики правонарушений. В частности, предполагается внедрение современных методов анализа данных и машинного обучения для анализа криминогенной статистики, выявления тенденций и прогнозирования потенциальных преступлений, для последующего рационального перераспределения ресурсов государственных органов и разработки целенаправленных мер по предотвращению правонарушений. Предусмотрено применение технологий биометрии и идентификации; технических средств видеофиксации правонарушений, технологии распознавания лиц, искусственного интеллекта; использование геоинформационных систем.
Возрождение «дружинников»
Гражданам предлагается предоставить право на участие в профилактике правонарушений - в индивидуальной или коллективной формах. Сделать это можно через участие в организации правовой пропаганды; в работе консультативно-совещательных и экспертных органов; через содействие другим субъектам профилактики правонарушений.
Впрочем, оформить свое желание заниматься профилактикой правонарушений придется официально – через подачу соответствующего заявления в органы внутренних дел, которые, в свою очередь, в течение месяца проверят все данные, включая учет в психоневрологическом и наркологическом диспансерах, и только потом дадут ответ. К заявлению, кстати, потребуется приложить копию свидетельства о страховании жизни и здоровья. Если у полиции сомнений не возникнет, заявление передадут в акимат, который уже зарегистрирует и поставит на учет нового общественного помощника.
Общественные помощники должны быть застрахованы за счет местных бюджетов. В случае смерти члена общественного помощника в связи с выполнением им функций по участию в охране правопорядка семье погибшего или его иждивенцам выплачивается страховая сумма.
За такую деятельность граждан будут поощрять разными способами - объявление благодарности; награждение грамотой; выплата денежных премий; программы лояльности или бонусной системы от субъектов предпринимательства для общественных помощников и волонтеров. А местные исполнительные органы «вправе предоставить и иные меры поощрения граждан, участвующим в профилактике правонарушений (предоставление льгот на коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте и другое)».
Как будет работать профилактика
Комплекс мер, предусмотренных законопроектом, весьма широк. Это и системные решения, такие как мониторинг той или иной деятельности, нормативных актов, выработка предложений по изменению законодательства. Так и точечные действия в отношении конкретных людей.
Предусмотрена постановка на медико-социальный учет – для оказания медицинской, психологической, социальной помощи, адаптации и реабилитации. Поставить на такой учет смогут в случае, если человек в состоянии алкогольного опьянения совершил насильственное правонарушение; если несовершеннолетний злоупотребляет алкоголем, наркотиками, психотропными веществами; если человек недавно вышел из клиники после принудительного лечения.
Отдельно выделены меры социальной адаптации – для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе освобожденных из мест лишения свободы. В эти меры входит помощь в обеспечении жилищем, прикреплении к медицинским организациям, трудоустройстве, образовании, оздоровлении, сопровождении при оформлении документов и положенных социальных льгот.В качестве профилактики допускается превентивное ограничение свободы передвижения – в отношении бездомных, если у них отсутствуют подтверждающие личность документы, и в отношении иностранцев и лиц без гражданства, подлежащих выдворению за пределы страны.
Будут также разрешены и принудительные меры медицинского характера – по решению суда, в отношении людей с психическими, поведенческими расстройствами (заболеваниями), в том числе связанными с употреблением психоактивных веществ, совершившего уголовное правонарушение, признанного нуждающимся в лечении.
Также могут выдаваться защитные предписания людям, пострадавшим от правонарушений. Этот документ дается в случае, если правоохранительные органы не нашли оснований для административного задержания нарушителя. Предписание запрещает совершать насилие, вопреки воле потерпевшего разыскивать, преследовать, посещать, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи. Действовать такое предписание 30 суток, и раз в неделю проверяется сотрудником правоохранительных органов. А человек, в отношении которого вынесено защитное предписание, органами внутренних дел ставится на профилактический учет и за ним осуществляется профилактический контроль.
Все предлагаемые новшества представлены на публичное обсуждение и все граждане могут внести свои предложения в законопроект.
Арина Александрова, фото gov.kz