Министр туризма и спорта Ербол Мырзабосынов в пояснительной записке к документу пишет, что "принятие проекта будет содействовать развитию туристской отрасли на территории Акмолинской области и страны в целом, также увеличению туристского потока и окажет положительное влияние на позиционирование Казахстана, создаст благоприятный инвестиционный климат". Не забыл упомянуть, что документ не повлечет негативных социально-экономических или правовых последствий. Возможно, так оно и будет, если планы министерства действительно реализуют.
Денег много не бывает
На что собираются потратить в "Бурабае" бюджетные деньги? Статей расходов много, перечислим самое интересное.
- 800 млн тенге на развитие комплекса «Burabay Land» с проведением ребрендинга и модернизации с оформлением современного дизайна, внедрением дополнительных видов активностей в формате «зима+лето» (рыболовство на лодке и другом);
- 15 млрд тенге на реконструкцию лечебно-оздоровительного комплекса "Окжетпес", а также 5 млрд тенге на строительство оздоровительного центра на базе лечебно-оздоровительного комплекса "Окжетпес";
- 12,1 млрд тенге на строительство конгресс центра на 1000 посадочных мест в поселке Бурабай из республиканского бюджета плюс 1,3 млрд тенге – из бюджета Акмолинской области;
- 740 млн тенге на реконструкцию дендрологического парка в Щучинске;
- 18 млрд тенге на инфраструктурные проекты по строительству дорог, развязок, железнодорожного вокзала;
- 918,6 млн тенге на строительство 7 смотровых площадок с парковками на территории курорта "Бурабай";
- 22 млрд тенге на два десятка проектов по водоснабжению и водоотведению;
- 28,4 млрд тенге на строительство электрических сетей;
- 15,7 млрд тенге на открытие новых и увеличение уже действующих субсидированных авиарейсов из Кокшетау;
- 150 млн тенге на разработку и внедрение Единой цифровой платформы Burabay Travel;
- 50 млн тенге ежегодно на продвижение и таргетирование цифровой платформы Burabay Travel в крупных международных поисковых системах.
В развитии "Бурабая", по задумке минтуризма и спорта, будут участвовать и частные инвесторы, поэтому из 164,7 млрд запланированных тенге 36,4 млрд будут небюджетными расходами.
Очень занятно на этом фоне выглядят ожидаемые от реализации проекта результаты. Почему-то увеличение частных инвестиций прогнозируется к 2029 году не до 36,4 млрд тенге, как мы написали выше, а только до 22,6. Чем объясняется разница, неясно. Кроме того, авторы комплексного плана ожидают рост въездных туристов с 20 тысяч до 100 тысяч человек. Скорее всего, в год. Кроме того, власти полагают, что документ поможет увеличить занятость в сфере туризма с 1,9 до 2,5 тысячи человек, а доля туризма в экономике региона должна вырасти до 3,5% с 1,4% нынешних.
Строить у нас умеют. Особенно планы
15 июля 2016 года на телеканале "Хабар" вышла передача с участием первого президента Нурсултана Назарбаева, в которой он рассказал о планах построить в курортной зоне "Бурабая" теплоэлектроцентраль и очистные сооружения.
"Вторая задача сейчас – центральное отопление сделать, чтобы каждый не топил и не пускал дым в эту прекрасную природу. Сейчас область занимается строительством теплоэлектроцентрали. Третий вопрос – чтобы очистные сооружения здесь были, которые бы не загрязняли водоемы. Этот вопрос сейчас перед нами стоит. Велосипедные трассы сделаны, трассы для прогулок сделаны, зимой на санях, на лошадях, лыжные прогулки, охотничьи прогулки – все это сделано. Я специально следил за тем, чтобы была построена 5-звездочная гостиница RIXOS, вокруг которой будут строиться коттеджные городки, которые будут обслуживать гостиницу, гольф поле рядом и все возможности для отдыха зимой и летом", — говорил Назарбаев восемь лет назад.
Хронологически исполнение заявленного выглядит так, что в конце 2018 года из Акмолинской области были новости о том, что в Кокшетау планируется строительство ТЭЦ.
"Соответствующий договор подписан с ТОО «Дән» в рамках государственно-частного партнерства. Выработка электричества позволит покрыть дефицит электрической мощности города Кокшетау и Бурабайской курортной зоны", — сообщало управление внутренней политики областного акимата.
И вот, наконец, в начале сентября 2024 года министр энергетики Алмасадам Саткалиев на встрече с трудовыми коллективами "Кокшетау энерго" заявил о том, что ТЭЦ в Кокшетау начнут строить уже на днях:
"С 10 сентября начнем строительство. Самая современная станция будет. Уже вопросы решены с финансированием льготным, чтобы минимизировать влияние на тариф. Централизованный источник теплоснабжения, я думаю, мы решим эту проблему, решим проблемы с котельными, которые существуют, с выбросами. Первый этап – станция будет строиться по требованиям казахстанского экологического законодательства. На втором этапе мы планируем уже, чтобы эта станция работала по европейским стандартам. То есть практически это будет самый современный по выбросам и по КПД объект генерации. Такие ТЭЦ будут построены еще в Семее и Усть-Каменогорске".
С теплом, обещанным восемь лет назад по центральному телевидению, разобрались. Пока на словах, но мы верим Алмасадаму Саткалиеву.
Что касается очистных сооружений, о которых также велись разговоры со времен еще старого Казахстана, то на главном интернет-ресурсе курорта размещена любопытная запись о том, что "экологическая обстановка в национальном парке "Бурабай" требует решительных мер". И в ней перечисляются масштабы и причины экологического бедствия, в том числе и из-за хаотичной застройки парка.
Один из читателей Комплексного плана на портале открытых НПА также заметил, что в документе нет экономической и экологической оценки.
Планам по строительству и развитию туристических объектов не хватает информации о потенциальном экономическом эффекте и экологическом воздействии. Рекомендуется добавить экономические расчеты по окупаемости инвестиций, а также экологическую оценку влияния на природу... В документе не описаны механизмы регулирования туристической нагрузки на природные зоны, что важно для сохранения экосистем. Рекомендуется дополнить план стратегиями контроля числа туристов, особенно в особо охраняемых природных территориях", — эти и другие замечания к проекту, коли уж он находится на общественном обсуждении, указал автор комментария.
Ну и в целом на работы по водоснабжению и водоотведению до 2029 года будут потрачены 22 млрд тенге, что косвенно указывает на отсутствие подобных работ ранее.
Кто прошлое помянет...
Обратимся к недалекой истории. 31 мая 2019 года постановлением правительства в Казахстане была принята госпрограмма развития туристской отрасли на 2019-2025 годы с очень оптимистичными целевыми показателями обеспечить долю туризма в общем объеме ВВП до 8%, а число въездных туристов – до 3 млн человек. Общие расходы, предусмотренные из республиканского бюджета на реализацию этой программы, составляли по планам 1,3 трлн тенге.
В Щучинско-Боровской курортной зоне должны были на бюджетные деньги:
- В 2020-2021 годах построить новый полигон ТБО стоимостью 545 млн тенге;
- В 2021-2022 годах расширить мощности станции подготовки воды "Акылбай" на сумму 468 млн тенге;
- В 2021-2023 годах расширить и построить новые очистные сооружения в Щучинске стоимостью 3,1 млрд тенге;
- В 2019-2021 годах внедрить программу Smart National Park Burabay на сумму 1,8 млрд тенге.
28 марта 2023 года эта госпрограмма была упразднена постановлением другого правительства. То есть довести ее до логического завершения и посмотреть на КПД потраченных денег теперь не представляется возможным. Надо отдать должное – систему Smart National Park Burabay в Акмолинской области все-таки внедрили. Она работает с 1 декабря 2020 года и отслеживает все 129 тысяч гектаров заповедника на предмет пожаров.
Что касается остальных проектов, то тут все менее оптимистично. В открытом доступе есть информация, например, о том, что новый полигон ТБО, который уже должен был заработать в 2021 году, так и остался на бумаге. Иначе как понимать большое совещание в октябре 2023-го акима Акмолинской области Марата Ахметжанова с подчиненными региона по поводу борьбы со стихийными свалками и планируемому строительству новых полигонов ТБО в Кокшетау и Щучинске?
Есть еще один большой акмолинский долгострой, с которым все никак не разберутся — канализационные очистные сооружения в поселке Бурабай с запланированной проектной мощностью 10 тысяч кубометров в сутки стоимостью 2,6 млрд тенге, которые осваивают с 2013 года. В октябре 2023-го Марат Ахметжанов и эти объекты посещал и отмечал, что "очистные сооружения – нужный проект, большая часть средств на который уже освоена".
Для чего мы все это перечислили? Чтобы стало понятно, как одни и те же проекты кочуют из одной госпрограммы в другую, и в открытых источниках нет отчетов по их реализации.
Системные безотлагательные меры в действии
28 марта 2023 года, когда постановлением правительства была упразднена старая госпрограмма развития туристской отрасли на 2019-2025 годы, параллельно была утверждена новая, теперь уже Концепция развития туристской отрасли на 2023-2029 годы. В ней уже нет конкретных цифр по бюджетным расходам, просто перечислены проекты и сроки реализации.
Например, строительство велосипедной и пешеходной дорожки вдоль побережья озера Большое Чебачье от курортной зоны AQBURA до озера Бурабай в новой Концепции до 2029 года должно было закончиться в 2023 году. Однако этот же проект теперь есть в обсуждаемом сейчас Комплексном плане развития туризма курортной зоны "Бурабай" до 2029 года уже с другими сроками реализации – до конца 2025 года. Это только один пример, когда хотеть – не значит делать.
В июне 2024 года Касым-Жомарт Токаев проводил в Акорде совещание по развитию туризма.
- Туризм как важная отрасль экономики пока не является эффективной, в чем большое упущение правительства и акиматов. За последние четыре года доля туризма в структуре экономики снизилась с 3,7% до 3,2%. Это почти в 3 раза ниже, чем в среднем в мире. Более того, по данному показателю мы уступаем соседним странам со схожими климатом и культурой. Очевидно, что для качественного рывка в развитии туристической отрасли требуются безотлагательные системные меры, – сказал тогда президент.
Жаль, ничего не было сказано про госпрограмму 2019-2025 и не был задан вопрос подчиненным: где деньги в количестве 893,9 млрд тенге, потраченные с 2019 по 2022 годы на ее реализацию? А, главное, каков эффект? Сейчас вот по Бурабаю отдельный Комплексный план примут, а к 2029 году о нем никто наверняка и не вспомнит – ответственные лица сменятся, и продолжится бег по кругу.
Схожая картина, кстати, в сельском хозяйстве, где субсидии и другие виды господдержки на миллиарды тенге в принятых госпрограммах должны были дать хоть видимый эффект экономике. Но кроме приписок по поголовью и урожаю похвастать нечем. Целые отрасли благодаря наращиванию участия государства в экономике превратились в бюджетных иждивенцев, но чиновники продолжают писать стратегические планы с высокой долей бюджетного финансирования...
Александра Алёхова, фото schuchinsk.kz и borovoe.kz