«Был проведен ретроспективный анализ изменения ставки НДС, а также уровня теневой экономики, в том числе в сфере торговли. Как показал анализ, изменение ставок НДС не имеет прямой связи с уровнем теневой экономики. Так, к примеру, в 2006 году при ставке НДС в размере 15 %, уровень теневой экономики к ВВП составил 19,8 %, а размер теневой экономики в сфере торговли – 2,7 % к ВВП. В последующие годы ставка НДС поэтапно снижалась до 12 %. Однако объем теневой экономики в торговле с каждым годом увеличивался и в 2016 году дошел до 9,2 % к ВВП. В 2022 году при ставке НДС в размере 12 %, объем теневой экономики в сфере торговли составил 3,1 % к ВВП. Несмотря на снижение ставки, уровень теневой экономики в торговле не снизился. Кроме того, несмотря на низкую ставку НДС в размере 12 %, уровень теневой экономики остается в Казахстане выше (18,8 % к ВВП) чем в странах Европы с высокой ставкой НДС», — сообщил премьер-министр Олжас Бектенов в ответе на запрос депутатов мажилиса.

При этом повышение НДС, напротив, может сыграть положительную роль в борьбе с теневой экономикой.
«Во-первых, бизнес будет более заинтересованным в прозрачности в цепочке поставок, особенно экспортеры. Повышение ставки НДС увеличивает сумму налога, которая может быть отнесена в зачет. Во-вторых, повысится интерес к автоматизации учета. С ростом ставки НДС компании могут активнее внедрять цифровые инструменты для минимизации ошибок, поскольку такие ошибки будут стоить дороже, чем сейчас. В-третьих, у налоговых органов появится больше стимулов для улучшения налогового администрирования. При высокой ставке НДС меры будут более результативными, чем сейчас. Поэтому параллельно с повышением НДС будут приняты меры улучшения налогового администрирования и поддержки легального бизнеса», — сообщил Бектенов.Повышение ставки НДС с 12 до 16% является частью «комплексных реформ, направленных на перераспределение средств для усиления роли реального сектора в экономике и снижения зависимости от волатильности сырьевых рынков». Предложенная правительством ставка 16% должна снизить зависимость бюджета от нестабильных нефтяных доходов, усилить сберегательную функцию Национального фонда и обеспечить финансирование приоритетных государственных проектов. При этом ставка будет дифференцированной: для производителей сельскохозяйственной продукции предлагается освобождение от НДС, и пониженная ставка 10% для сферы здравоохранения.
Ожидаемый рост налоговых поступлений составит 4-5 трлн тенге ежегодно. А возможный инфляционный эффект от повышения налогов будет краткосрочным и исчерпается в течение года. Дополнительная инфляция ожидается в размере 2,5 – 3%.
Арина Александрова, фото gov.kz и изображение, сгенерированное нейросетью