Жаныбек Нуржанов сказал буквально следующее:

Депутаты стали задавать представителю КГД вопросы. Например, был и такой: что теоретически этой нормой указанные 33% вопросов налоговики снизят или нет?
- Может быть, оно не снизится, но зато у налогоплательщика возникнет вопрос, насколько профессионален консультант, что соответственно подвигнет его к тому, чтобы консультант свою квалификацию постоянно повышал, — ответил Нуржанов.
Было также предложение найти компромисс: сделать количественный запрет на такие запросы – не более 3-5 раз в год. На что последовали реплики, что подобные вещи тяжело администрировать.

«В рабочей группе комитета по финансам и бюджету мажилиса данную норму отправили на доработку. А это значит, что норму пока отклонять не собираются», — отметил Карин.
Мы решили поинтересоваться у других участников профессионального рынка юридической помощи, а какие вообще основания у налоговиков вдруг запрещать консультантам или адвокатам что-то спрашивать в интересах своих клиентов?
«Предложение абсурдное»
Адвокат Александр Каплан считает, что комитет госдоходов ведет себя так, будто за что-то обижен на весь профессиональный рынок.

- Есть юридическое основание для легализации этой нормы?
- Принять ее в Налоговом кодексе, почему и пошел весь этот шум.
- Но право запрашивать информацию у государства через электронные площадки закреплено и в других действующих законах. В таком случае, придется переписывать все?
- Именно! Чтобы требования КГД были законными и вошли нормой в Налоговый кодекс, нужно менять все законодательство полностью. Иначе возникнут коллизии. К тому же, придется что-то делать с дискриминационной предпосылкой, прямо вытекающей из предложения налоговиков. По Конституции запрещена дискриминация по любому признаку. Налоговики же, получается, хотят напрямую дискриминировать нас, профессиональных участков рынка, по профессиональному признаку.
«Нельзя запретить людям обращаться к государству»
С коллегой согласен и председатель совета Ассоциации палат юридических консультантов «Қазақстан заң-кеңес» Фарид Алиев.
- Органы государственных доходов, содержатся, в том числе, за счет наших налогов. То есть у них есть перед нами обязательства. Запросы, связанные с разъяснениями и консультациями, – это нормальная практика для того, чтобы выстроить свою позицию для предпринимателя. Неважно, каким образом предприниматель осуществляет свои запросы – напрямую или поручает это делать адвокатам или юрконсультантам, это его право. Закон «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» позволяет это делать, в нем нет ограничений, — отметил юрист.

- И зачем органам госдоходов в таком случае большой штат сотрудников, если они не хотят проводить разъяснительную работу? Консультант запрашивает у госоргана информацию не из праздного любопытства, чтобы затем продать ее клиентам, а потому, что инициатива всегда идет от предпринимателя или гражданина по определенному кейсу для выработки правовой позиции. И поскольку юристы более квалифицированные, они задают госоргану правильные вопросы, чтобы получить правильные, исчерпывающие ответы. Самостоятельно гражданин или предприниматель может неправильно сформулировать свой запрос и получит неправильный ответ. Для этого они и нанимают профессиональных представителей. Ну и самое главное – право на обращение. Нельзя запретить людям обращаться к государству по важному для них поводу. Не имеет значения, в чьих интересах сделан запрос, да хоть сосед попросил.
Фарид Алиев обратил внимание и на то, что разъяснения государственных органов не являются нормативными правовыми актами.
- Это всего лишь разъяснения. Есть такие кейсы, когда госорганы действовали не по своим же рекомендациям при проверках или при принятии мер. Так что ассоциация крайне недовольна подобными заявлениями со стороны представителей власти, — резюмировал глава «Қазақстан заң-кеңес».
Александра Алёхова, фото gov.kz и из личного архива Сакена Карина, Александра Каплана, Фарида Алиева