Резоны создания такого реестра понятны. На протяжении долгих лет подтверждением того, что предприятие может носить гордое имя «отечественный товаропроизводитель», являлись индустриальный сертификат и форма CT-KZ. Выдавали эти документы в палате предпринимателей «Атамекен», причем на коммерческой основе. В результате в поставщиках у госкомпаний, квазигоссектора, у недропользователей и монополистов, которых обязали делать приоритет в пользу местных компаний, возникла масса ушлых лжепроизводителей. На заседании Сената, где рассматривали законопроект, прозвучала цифра в тысячу таких фирм. Как показала практика, получить заветный сертификат оказалось не, так и сложно.
Сейчас все изменится. Чтобы попасть в реестр, субъект должен будет пройти так называемую цифровую верификацию. Государственная информационная система автоматически проанализирует показатели потребления электроэнергии, численности работников, налоговых отчислений и даже отследит производственный процесс через видеонаблюдение. Кстати, в заявке производитель должен будет предоставить фото- и видеоматериалы своих техопераций.
Договорились и о том, что собой представляет «товар казахстанского происхождения». С учетом наших реалий здесь пришлось ранжировать.- Во-первых, это товар, полностью произведенный в нашей стране. Это достаточно короткий список из полезных ископаемых и минеральных ресурсов, водные, земельные ресурсы, а также сельскохозяйственная продукция, лом и отходы металлов.
- Второй вид - это переработанный товар. Но здесь пришлось вводить понятие так называемого «минимального порога производственных и технологических операций».
В этой связи депутаты высказывали опасения, что переход к новой системе повлечет за собой путаницу и ошибки. Но представители министерства торговли и интеграции заверили, что они успеют все наладить за полгода. Именно в начале 2026 года прекратят свое действия старые сертификаты и заработает реестр. Впрочем, в минторговли, похоже, решили немного облегчить себе работу.
- Ряд наших крупных, известных предприятий попадут в этот реестр автоматически, — заявила вице-министр торговли Жанель Кушукова, - остальных мы верифицируем с помощью цифровых данных, сразу по нескольким показателям, сейчас мы в тесном контакте с минцифры, все эти базы у нас есть. Если будут возникать ошибки, отработаем точечно, но в целом за эти полгода мы все успеем и реестр заработает нормально.Что это за «известные» предприятия, вице-министр не уточнила: согласно каким критериям составят этот привилегированный список осталось неясным. Впрочем, есть еще один момент, который выглядит как ложка дегтя: нигде не прописана ответственность тех заказчиков, кто проигнорирует реестр при определении своих поставщиков. Вице-министр торговли Олжас Сапарбеков кратко пояснил, что «пока это все добровольно».
Бахыт Нуржанова, изображение сгенерировано ИИ