7 ноября 2024

«Дурные законы в руках хороших исполнителей - полезны; лучшие законы в руках дурных - вредны»
– Фридрих Великий.

USD

543.24 KZT

EUR

619.89 KZT

RUB

6.78 KZT

7 ноября 2024

«Дурные законы в руках хороших исполнителей - полезны; лучшие законы в руках дурных - вредны»
– Фридрих Великий.

USD

543.24 KZT

EUR

619.89 KZT

RUB

6.78 KZT

Не так страшен НДС...

15 июля
Не так страшен НДС...
Принятый парламентом новый Налоговый кодекс даст старт не только налогово-бюджетной реформе. Бизнес-сообщество продолжает предупреждать о грядущих проблемах и сокращении деловой активности в стране.

Первые, кто столкнется не просто со сложностями, но потерей условий для работы, это предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС. Преимущественно это индивидуальные предприниматели, работающие по упрощенному режиму (специальный налоговый режим, СНР), с небольшими оборотами. Для них, по сути, возможности для работы не остается. Причина проста: новый налоговый кодекс запрещает постановку на вычет расходов по операциям с контрагентами на упрощенке, если сам налогоплательщик работает на общеустановленном режиме.

Фактически тем самым перестроена вся модель взаимодействия между предпринимателями. А НДС чудесным образом трансформируется в налог с оборота. Вот каким образом: если предприятие, являющееся плательщиком НДС, покупает товар у предпринимателя, который НДС не платит, покупатель не может принять тот самый НДС к зачету, так как поставщик его не начислил. При этом при продаже в дальнейшем первая компания (покупатель) НДС обязана начислить, и, соответственно, оплатить его - 16% от всей суммы покупки. Ну а поскольку любой бизнес свои расходы считает, то он вполне здраво рассудит, что с неплательщиками НДС ему попросту невыгодно проводить сделки.

Удивительно, но у представителей государственных органов эта ситуация беспокойства не вызывает. Первый заместитель министра национальной экономики Азамат Амрин объяснял введенную норму так:

«Когда плательщик НДС покупает у неплательщика НДС какой-то товар, и он реализует этот товар, соответственно, для него НДС превращается в налог с оборота. Потому что нет зачетной стороны. Соответственно, тот, у кого покупает, тоже должен быть плательщиком НДС. Когда вся эта цепочка выстроится, во-первых, это все будет прозрачно, мы всю цепочку будем видеть, и как раз это одна из мер против теневой экономики».

Позиция о противодействии теневой экономике проходила красной нитью через все этапы обсуждения налогового кодекса. Представители правительства объясняли, что через ИП недобросовестный бизнес уходит от налогов, дробя крупные компании на несколько мелких с тем, чтобы не платить тот самый НДС даже по ставке 12%. В качестве примера приводился строительный сектор, где подобные схемы якобы используются наиболее активно.


«Запрет В2В для упрощенки – это приговор. С введением нового налогового кодекса с этой формулировкой более 200 тысяч бизнесов не смогут работать. Это аренда, услуги, малое производство. И как результат – разрыв цепочек поставок внутри страны. Под угрозой до миллиона рабочих мест», — говорит основатель компании «Учет» Максим Барышев.


«Кодекс в его текущем виде – это не борьба с теневой экономикой, это ее легализация за счет уничтожения малого и среднего бизнеса. Под видом борьбы с обналом вводится запрет на вычеты по сделкам с поставщиками по СНР, то есть со своими же казахстанскими предпринимателями. Что это значит на практике? С завтрашнего дня с такими поставщиками никто не сможет работать, их просто выкидывают с рынка», — писала на своей странице в социальных сетях налоговый консультант Екатерина Ким.

Несмотря на многочисленные обращения бизнес-сообщества, в последние дни июня, под конец парламентской сессии, проект нового Налогового кодекса был принят обеими палатами парламента и передан на подпись президенту.

Бизнесмен Барышев выступил с открытым обращением к президенту. «Мы не просим льгот. Мы просим разумных решений. Не поднимать ставку НДС резко, отменить предоплату НДС, сохранить В2В для упрощенки», — говорит предприниматель.


Отметим, что Налоговый кодекс президентом все еще не подписан. Рассматриваются ли в администрации президента обращения бизнес-сообщества к главе государства – неизвестно.


Арина Александрова, фото gov.kz, ortcom.kz, uchet.kz и Instagram-аккаунт Екатерины Ким