«Необходимо учитывать тяжесть совершенных уголовно наказуемых деяний, особенно если они были совершены в составе организованной преступной группы или связаны с террористической деятельностью, наркопреступлениями и другими тяжкими правонарушениями. Кроме того, следует учитывать возможные финансовые риски, арбитражные споры, соблюдение международных соглашений, а также национальное законодательство стран, в которых размещены подлежащие возврату активы. С учетом изложенного, вопрос об объявлении амнистии в целях возвращения капитала из офшорных зон и иностранных юрисдикций требует тщательного и всестороннего анализа», — говорится в ответе премьера.Налоговая амнистия проводится как разовая акция, для списания налоговой задолженности. Принято считать, что такие акции для физических и юридических лиц стимулируют общество к прозрачным налоговым схемам.
В Казахстане налоговые амнистии проводились ранее. Так, в 2015 году амнистия проходила путем освобождения от пени и штрафов, числящихся на лицевых счетах налогоплательщиков по состоянию на 1 января 2014 года и не уплаченных по состоянию на 1 октября 2014 года. Главной целью акции по списанию долгов было намерение дать возможность налогоплательщикам направить высвободившиеся средства на развитие и расширение бизнеса, и тем самым усилить потенциал внутренних инвестиций, поскольку одной из основных проблем, препятствующих развитию предпринимательства, является отсутствие у достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей.
В 2019-2020 годах налоговая амнистия предполагала списание штрафов и пени, при условии погашения основного долга. Тогда более 500 тысяч физических лиц оперативно выплатили в бюджет 7,6 млрд тенге, которую они задолжали, в обмен на списание пени.
Кроме того, с 2001 по 2014 годы было проведено три этапа легализации капитала. В результате этих мер в государственный бюджет поступило 6,6 трлн тенге.
Необходимость налоговой амнистии в настоящее время сторонники таких акций объясняют проведением налоговой реформы, которая, кроме изменения ставок ключевых налогов, предполагает еще и обновленный формат регулирования и налогового контроля.
Арина Александрова, фото gov.kz