7 ноября 2024

«Единство народа — наш главный капитал и гарантия устойчивости страны» - Касым-Жомарт Токаев.

USD

507.07 KZT

EUR

572.53 KZT

RUB

6.37 KZT

7 ноября 2024

«Единство народа — наш главный капитал и гарантия устойчивости страны» - Касым-Жомарт Токаев.

USD

507.07 KZT

EUR

572.53 KZT

RUB

6.37 KZT

На западе страны острый дефицит материалов для строительства дорог

сегодня
На западе страны острый дефицит материалов для строительства дорог
Спустя десять дней после заседания совета безопасности, где обсуждали вопросы развития транспортно-логистической отрасли и по итогам которого глава Минтранса получил от президента выговор, эту тему в течение двух с половиной часов обсуждали в сенате с участием того же министра Марата Карабаева.

В начале нового строительного сезона снова заговорили о недостатке материалов для ремонта дорог! Подрядчики вновь рискуют столкнуться с дефицитом битума: в сезон спрос достигает 150 тысяч тонн в месяц, в то время как совокупная мощность действующих битумных заводов составляет около 100 тысяч тонн. Специалисты вспоминают – было и хуже, но и сейчас ситуация не благополучная.
- Несколько лет назад, имея четыре завода, имея такие большие запасы нефти и газа, мы покупали битум в Иране, даже Беларусь поставляла нам битум, хотя в этой стране таких углеводородов практически нет! – вспомнил президент Ассоциации автодорожников Казахстана Баглан Баймагамбетов и попросил, чтобы при распределении битума обратили внимание на тех подрядчиков, которые работают на местных сетях и «с трудом достают этот битум». - Среди местных акимов дорожников нет! Только экономисты или аграрии, поэтому они не очень хорошо понимают все процессы.
Марат Карабаев пообещал, что у Минтранса в этом отношении будет больше полномочий: к концу года ожидается принятие закона, который позволит ведомству непосредственно распределять битум. И рассказал, что проблему с битумом пытаются ее решать.

- 1,4 млн тонн потребность в текущем году, 447 тысяч тонн заготовлено, — сообщил Карабаев, — мы ввели требования в договоры по обязательному наличию у подрядчика битумных хранилищ, куда они могут закупать битум в зимний период низкого спроса, и со своей стороны обеспечиваем выплату аванса для таких заготовок. Ну и кроме того, завершена модернизация завода «Каспи Битум», увеличили его мощность до 750 тысяч тонн. Также запланировали строительство битумных хранилищ.

А вот на западе Казахстана остро стоит и вопрос нехватки щебня. Щебень доставляют вагонами из Актюбинской области, которых летом не хватает. Сам министр транспорта посетовал: мол, всегда приходит выбирать, то ли социальный уголь везти, то ли щебень строителям, то ли собранный урожай. Отдельным вопросом – тарифы на перевозку. Эти логистические издержки, как правило, не учитываются в расчетных сметах. И какого-то кардинального решения вопроса пока нет.

Между тем, в той же Западно-Казахстанской области всего 59% дорог в нормативном состоянии. И это в два раза ниже, чем, например, в Жамбылской. В сенате сегодня выступал и аким ЗКО Нариман Турегалиев: рассказывал, как старательно они дороги ремонтируют. Но сделал оговорку, что срок достижения плановых показателей они сдвинули с 2025 на 2029 год: как раз из-за нехватки средств и нерешенных системных проблем.
Но главное, у Минтранса, по мнению сенаторов, нет адекватной информации о качестве дорог в стране. Согласно статистике министерства, 89% местных дорог находятся в нормативном состоянии. Однако, жалобы граждан, в том числе и своим депутатам, заставляют в этих цифрах сомневаться.

Какова ситуация на самом деле, должна показать единая база состояния автодорог, еще и в разрезе регионов. А данные в нее должны вноситься в результате качественной диагностики и паспортизации всех участков дорог. Об этом заговорили еще два года назад, но до сих пор дело так и не сдвинулось.

Бахыт Нуржанова, фото primeminister.kz и Ассоциации автодорожников Казахстана