В начале нового строительного сезона снова заговорили о недостатке материалов для ремонта дорог! Подрядчики вновь рискуют столкнуться с дефицитом битума: в сезон спрос достигает 150 тысяч тонн в месяц, в то время как совокупная мощность действующих битумных заводов составляет около 100 тысяч тонн. Специалисты вспоминают – было и хуже, но и сейчас ситуация не благополучная.
- Несколько лет назад, имея четыре завода, имея такие большие запасы нефти и газа, мы покупали битум в Иране, даже Беларусь поставляла нам битум, хотя в этой стране таких углеводородов практически нет! – вспомнил президент Ассоциации автодорожников Казахстана Баглан Баймагамбетов и попросил, чтобы при распределении битума обратили внимание на тех подрядчиков, которые работают на местных сетях и «с трудом достают этот битум». - Среди местных акимов дорожников нет! Только экономисты или аграрии, поэтому они не очень хорошо понимают все процессы.Марат Карабаев пообещал, что у Минтранса в этом отношении будет больше полномочий: к концу года ожидается принятие закона, который позволит ведомству непосредственно распределять битум. И рассказал, что проблему с битумом пытаются ее решать.

А вот на западе Казахстана остро стоит и вопрос нехватки щебня. Щебень доставляют вагонами из Актюбинской области, которых летом не хватает. Сам министр транспорта посетовал: мол, всегда приходит выбирать, то ли социальный уголь везти, то ли щебень строителям, то ли собранный урожай. Отдельным вопросом – тарифы на перевозку. Эти логистические издержки, как правило, не учитываются в расчетных сметах. И какого-то кардинального решения вопроса пока нет.
Между тем, в той же Западно-Казахстанской области всего 59% дорог в нормативном состоянии. И это в два раза ниже, чем, например, в Жамбылской. В сенате сегодня выступал и аким ЗКО Нариман Турегалиев: рассказывал, как старательно они дороги ремонтируют. Но сделал оговорку, что срок достижения плановых показателей они сдвинули с 2025 на 2029 год: как раз из-за нехватки средств и нерешенных системных проблем.
Еще одна неожиданная проблема, которую выявил уже Национальный центр качества дорожных активов: не просто недостаток, но и низкое качество материалов для строительства дорог. Они провели инспекцию асфальтобетонных заводов. Так вот, из 211 проверенных предприятий только 82 готовы к выпуску качественной продукции, это лишь 40%!
Но главное, у Минтранса, по мнению сенаторов, нет адекватной информации о качестве дорог в стране. Согласно статистике министерства, 89% местных дорог находятся в нормативном состоянии. Однако, жалобы граждан, в том числе и своим депутатам, заставляют в этих цифрах сомневаться.Какова ситуация на самом деле, должна показать единая база состояния автодорог, еще и в разрезе регионов. А данные в нее должны вноситься в результате качественной диагностики и паспортизации всех участков дорог. Об этом заговорили еще два года назад, но до сих пор дело так и не сдвинулось.
Бахыт Нуржанова, фото primeminister.kz и Ассоциации автодорожников Казахстана