7 ноября 2024

«Главная цель государства - достижение общего блага. Без мудрости и добродетели правителей это невозможно» - Аль-Фараби.

USD

524.66 KZT

EUR

550.21 KZT

RUB

5.09 KZT

7 ноября 2024

«Главная цель государства - достижение общего блага. Без мудрости и добродетели правителей это невозможно» - Аль-Фараби.

USD

524.66 KZT

EUR

550.21 KZT

RUB

5.09 KZT

Казахстан начнет маркировать товары легкой промышленности с 1 января 2026 года

вчера
Казахстан начнет маркировать товары легкой промышленности с 1 января 2026 года
Министерство промышленности и строительства опубликовало на портале открытых НПА анализ регуляторного воздействия (АРВ) на отрасль после нововведения. Предполагается, что благодаря этому инструменту прослеживаемости снизится уровень нелегального оборота одежды, обуви, игрушек на 282 млрд тенге и откроется рынок для отечественного производства.

Сейчас в АРВ указана цена в 2,68 тенге без НДС за каждую марку, которую необходимо наносить на каждую единицу товара. Авторы АРВ считают, что производители товаров легкой промышленности не понесут значительной финансовой нагрузки из-за маркировки.

"Расходы всех (31 392) субъектов регулирования за 5 лет, в том числе расходы всех крупных (22), средних (29) и малых (31 341) субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан, составят 1 903 737 420 тенге", — сказано в документе.

В эти 1,9 млрд тенге входят такие параметры, как закуп оборудования для маркировки, обучение персонала, цифровизация процессов.

Главной причиной внедрения тотального контроля за каждой продаваемой в Казахстане вещью или игрушкой государство называет "необеспечение достоверной поэкземплярной прослеживаемости действующими инструментами отслеживания оборота товаров легкой промышленности". В связи с чем их теневой оборот составляет 59%, а в деньгах – 925 млрд тенге.

"Причиной этого является отсутствие в Республике Казахстан централизованной информационной системы оборота товаров легкой промышленности, отсутствует обязанность субъектов предпринимательства по передаче необходимых данных в централизованную систему. В связи с чем потребители, не имея необходимых сведений о законности происхождения товаров легкой промышленности, приобретают контрфактную и контрабандную продукцию", — говорится в АРВ.

Авторы документа также считают, что именно контрафакт и контрабанда создают существенные барьеры для развития отечественной отрасли легкой промышленности. В общем объеме реализуемых в стране товаров этой категории только 8% произведены в Казахстане, а 92% - импорт с большой долей контрабанды. Со ссылкой на заключение Высшей аудиторской палаты к отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2023 год в документе указано, что наибольшие расхождения в "зеркальной статистике" зафиксированы в импорте товаров из Китая. По весу ввезенной в Казахстан продукции легкой промышленности за 2023 год они составили 392 тыс. тонн на сумму 6,7 млрд долларов США.

Кроме того, Казахстан достаточно давно принял на себя обязательства участвовать в реализации документов, принятых Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). И маркировка товаров легкой промышленности на территории ЕАЭС принята 18 ноября 2019 года решением Совета ЕЭК. А еще раньше странами Союза было подписано Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе. И Казахстан ратифицировал его 1 марта 2019 года. Но к практической реализации не приступал, тогда как Россия и Беларусь уже внедрили ее по некоторым видам товаров.

Мы уже рассказывали о том, что в ноябре советник президента Куанышбек Есекеев докладывал Касым-Жомарту Токаеву о явном отставании Казахстана в части маркировки товаров, негативно влияющем на экспортный потенциал страны. Он призвал к "принятию в ближайшее время кардинальных мер", в том числе к расширению перечня маркируемых товарных групп уже в 2025 году. Почти сразу же после этой аналитической записки советника главы государства и появился АРВ от Минпромстроя.

Но ведомство предлагает более "демократичные сроки" начала обязательной маркировки продукции легкой промышленности:

  • с 1 января 2026 года маркировать все, что ввозится в Казахстан или произведено в Казахстане с обязательным выводом из оборота маркированных товаров при розничной реализации;.
  • с 1 июня 2027 года запретить оборот и вывод из оборота товаров легкой промышленности, не маркированных средствами идентификации.

Для демонстрации факта существования проблемы теневого оборота в отрасли легкой промышленности и ее масштабов Минпромстрой приводит данные о том, что с 2020 по 2023 годы собственное производство выросло с 142,7 млрд тенге до 237,4 млрд тенге (в 1,6 раза), тогда как импорт – с 384,8 млрд тенге до 1,3 трлн тенге (в 3,3 раза). Доля теневого рынка за эти годы выросла с 15 до 59%.

В качестве заявленных целей внедрения маркировки Минпромстрой указывает не только развитие отечественного производства через борьбу с контрабандой, но и защиту прав потребителей на приобретение легальных товаров, а также повышение собираемости налоговых и таможенных платежей. Речь даже идет о том, что маркировка повысит качество товаров, а вместе с ним и уровень жизни и здоровья граждан. Наконец, Минпромстрой прогнозирует изменение потребительского выбора в пользу легальной продукции, стоимость которой из-за расходов бизнеса на маркировку вырастет незначительно.

Это все прогнозы, на результативность будут смотреть через 5 лет – именно такой срок обозначен в АРВ для анализа эффективности принимаемых мер.

Александра Алёхова, фото автора и пресс-службы КГД