Сейчас в АРВ указана цена в 2,68 тенге без НДС за каждую марку, которую необходимо наносить на каждую единицу товара. Авторы АРВ считают, что производители товаров легкой промышленности не понесут значительной финансовой нагрузки из-за маркировки.
"Расходы всех (31 392) субъектов регулирования за 5 лет, в том числе расходы всех крупных (22), средних (29) и малых (31 341) субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан, составят 1 903 737 420 тенге", — сказано в документе.
В эти 1,9 млрд тенге входят такие параметры, как закуп оборудования для маркировки, обучение персонала, цифровизация процессов.
Главной причиной внедрения тотального контроля за каждой продаваемой в Казахстане вещью или игрушкой государство называет "необеспечение достоверной поэкземплярной прослеживаемости действующими инструментами отслеживания оборота товаров легкой промышленности". В связи с чем их теневой оборот составляет 59%, а в деньгах – 925 млрд тенге.
"Причиной этого является отсутствие в Республике Казахстан централизованной информационной системы оборота товаров легкой промышленности, отсутствует обязанность субъектов предпринимательства по передаче необходимых данных в централизованную систему. В связи с чем потребители, не имея необходимых сведений о законности происхождения товаров легкой промышленности, приобретают контрфактную и контрабандную продукцию", — говорится в АРВ.
Авторы документа также считают, что именно контрафакт и контрабанда создают существенные барьеры для развития отечественной отрасли легкой промышленности. В общем объеме реализуемых в стране товаров этой категории только 8% произведены в Казахстане, а 92% - импорт с большой долей контрабанды. Со ссылкой на заключение Высшей аудиторской палаты к отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2023 год в документе указано, что наибольшие расхождения в "зеркальной статистике" зафиксированы в импорте товаров из Китая. По весу ввезенной в Казахстан продукции легкой промышленности за 2023 год они составили 392 тыс. тонн на сумму 6,7 млрд долларов США.
Кроме того, Казахстан достаточно давно принял на себя обязательства участвовать в реализации документов, принятых Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). И маркировка товаров легкой промышленности на территории ЕАЭС принята 18 ноября 2019 года решением Совета ЕЭК. А еще раньше странами Союза было подписано Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе. И Казахстан ратифицировал его 1 марта 2019 года. Но к практической реализации не приступал, тогда как Россия и Беларусь уже внедрили ее по некоторым видам товаров.
Мы уже рассказывали о том, что в ноябре советник президента Куанышбек Есекеев докладывал Касым-Жомарту Токаеву о явном отставании Казахстана в части маркировки товаров, негативно влияющем на экспортный потенциал страны. Он призвал к "принятию в ближайшее время кардинальных мер", в том числе к расширению перечня маркируемых товарных групп уже в 2025 году. Почти сразу же после этой аналитической записки советника главы государства и появился АРВ от Минпромстроя.
Но ведомство предлагает более "демократичные сроки" начала обязательной маркировки продукции легкой промышленности:
- с 1 января 2026 года маркировать все, что ввозится в Казахстан или произведено в Казахстане с обязательным выводом из оборота маркированных товаров при розничной реализации;.
- с 1 июня 2027 года запретить оборот и вывод из оборота товаров легкой промышленности, не маркированных средствами идентификации.
Для демонстрации факта существования проблемы теневого оборота в отрасли легкой промышленности и ее масштабов Минпромстрой приводит данные о том, что с 2020 по 2023 годы собственное производство выросло с 142,7 млрд тенге до 237,4 млрд тенге (в 1,6 раза), тогда как импорт – с 384,8 млрд тенге до 1,3 трлн тенге (в 3,3 раза). Доля теневого рынка за эти годы выросла с 15 до 59%.
В качестве заявленных целей внедрения маркировки Минпромстрой указывает не только развитие отечественного производства через борьбу с контрабандой, но и защиту прав потребителей на приобретение легальных товаров, а также повышение собираемости налоговых и таможенных платежей. Речь даже идет о том, что маркировка повысит качество товаров, а вместе с ним и уровень жизни и здоровья граждан. Наконец, Минпромстрой прогнозирует изменение потребительского выбора в пользу легальной продукции, стоимость которой из-за расходов бизнеса на маркировку вырастет незначительно.
Это все прогнозы, на результативность будут смотреть через 5 лет – именно такой срок обозначен в АРВ для анализа эффективности принимаемых мер.
Александра Алёхова, фото автора и пресс-службы КГД